Работа с родителями по теме народные промыслы. Перспективный план по работе с родителями. Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Актуальность проекта :

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Николаева Л.Н.

Потылицина Н.В.

МБДОУ «Снежинка»

2015г.

Тип проекта: познавательно - творческий;

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. В детском саду, работая по программе «От рождения до школы» количество занятий по ознакомлению детей с промыслами русского народа ограничено. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Педагогами – учеными доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народным творчеством, обогащая при этом развивающую среду группы. С этой целью разработан данный проект. Работа проекта строится в трех направлениях:

  1. Работа с детьми (теоретическая и практическая);
  2. Работа с родителями;
  3. Создание развивающей среды.

Для работы были выбраны наиболее популярные виды народных росписей – дымка, хохлома, гжель, городец, якутский орнамент.

Процесс ознакомления с каждой росписью носит характер погружения, при этом мы будем стараться интегрировать каждую тему в большинство образовательных областей.

Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей среды, обогащённой народными промыслами будет способствовать развитию творческих способностей детей.

Цель проекта: Формирование и развитие художественных способностей воспитанников посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством.

Задачи проекта:

  • Развивать художественно-творческие способности детей.
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству России, Якутии.
  • Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  • Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
  • Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
  • Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
  • Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
  • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
  • Составление плана создания развивающей среды;
  • Совместно с родителями создание мини – музеев по народно – прикладному искусству;

Основной этап.

Работа с детьми

Совершенствование развивающей среды группы

Сентябрь - октябрь

Серии бесед:

«Золотая хохлома»,

«Игрушки не простые – глиняные, расписные» (Дымковская роспись),

«Васильковая гжель»,

«История возникновения городецкой росписи»,

«Якутский орнамент»,

Работа с родителями: изготовление костюмов к Дефиле «Народная роспись в одежде». (Ко Дню Матери)

Приобретение, изготовление наглядных материалов (альбомы, тематические картинки, плакаты с элементами росписи );

Разработка мнемотаблиц для рассказывания;

Создание в группе уголка «Народные промыслы»;

Использование народных росписей в оформлении книжного уголка.

Ноябрь - декабрь

Дымка

Рисование «Цирковое представление дымковских игрушек»

Лепка из теста «Нарядные лошадки»

Д/Игра «Платье для барышни»

Обогащение уголка творчества материалами для декоративного рисования, лепки по мотивам народных промыслов;

Групповое новогоднее оформление в стиле народного искусства;

Январь

Хохлома

Ручной труд «Веселый хоровод» (кукла из фантиков)

Декоративная роспись на ногтях - изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Салон Красоты»

Изготовление атрибутов и разработка сюжетно –ролевой игры «Салон Красоты».

Февраль – март

Гжель

Рисование «Кокошник для Царевны - лебедь»;

Роспись посуды; Конструирование «Гжельский головной убор»

Оформление приемной с элементами народной росписи;

Оформление мини музея «Народные умельцы»

Апрель

Конкурс «Народная игрушка» (изготовление игрушек из соленого теста)

Изготовление оберега по мотивам якутских узоров (ткань)

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Ярмарка»;

Май

Городец Роспись «Доски не простые – веселые расписные»

Изготовление атрибутов для Сюжетно – дидактической игры «Ателье»

Заключительный этап:

  1. Подведение итогов проекта;
  2. Оформление экспозиции «Народные промыслы» в музее;
  3. Разработка методического комплекта «Знакомство с народными промыслами».

Место проведения проекта:

  • Подготовительная к школе группа «Колокольчик»;
  • Музыкальный зал;
  • Изостудия;
  • Музей;
  • Методический кабинет.

Внешние связи:

  • Алданский краеведческий музей – организация экскурсий,
  • Районные СМИ - освещение проекта.

Ожидаемые результаты:

Мы полагаем, что участие в проекте будет интересно и познавательно как детям, так и родителям.

Мы надеемся, что у детей будут сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях. Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию художественных способностей воспитанников в дальнейшей жизни. Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народного творчества.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 388 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «МАЛЫШКА»

Творческий проект «Использование ручного труда в развитии речи детей через изучение русских народных промыслов»

Срок реализации 1 год

От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.
Л.Н. Толстой

С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития речи. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи.

Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так А.Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве.

Уникальным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества, развивается речь.

При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Работая с детьми, мы пришли к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь создавая поделки своими руками, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет свою фантазию, творчество, воображение. В ручном труде раскрывается его внутренний мир.

Мы считаем, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей является изучение народных промыслов через ручной труд.

I этап проекта

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Цель проекта: Создание системы работы по развитию речи с помощью ручного труда через изучение русских народных промыслов.

Задачи для детей:

1. Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками.

2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами.

3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, повышению уровня речевого развития, созидательному отношению к окружающему миру.

Задачи для педагогов:

1. Повышать профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие.

2. Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами.

3. Создавать систему работы по данной теме.

4. Формировать у детей интерес к изготовлению поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребенка.

5. Стимулировать развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения.

Задачи для родителей:

1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.

2. Развитие совместного творчества родителей и детей.

3. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

4. Заинтересовывать родителей жизнью группы, способствовать желанию участвовать в ней.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: творческий.

Участники проекта:

— воспитатели группы,

— дети подготовительной группы,

— родители.

Формы организации работы с детьми:

▪ совместная исследовательская деятельность;

▪ продуктивная деятельность с подгруппой детей;

▪ самостоятельное взаимодействие с предметной средой;

▪ творческая индивидуальная работа детей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Труд», «Социально — Коммуникативное».

Ожидаемые результаты по проекту для детей:

  • Овладение простейшими практическими навыками в ручном труде; представления о свойствах предметов; появление познавательной активности.
  • Развитие мелкой моторики руки в соответствии с возрастом детей; проявление самостоятельности в выборе средств и материала.
  • Развитие речи, повышение уровня речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи.
  • Развитие воображения, пространственного и логического мышления.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • Повышение педагогической компетентности в данном направлении.
  • Поиск путей реализации задач.

Для родителей:

  • Появление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
  • Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста.

II этап проекта

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь «Русская матрёшка, русская игрушка»

Цель: Матрёшка. Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве. Дать детям представление о русской матрёшке, как об одной старинной игрушке. Прививать интерес к народному творчеству.

Обратить внимание на яркость, её нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме.

Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Беседы: «Россия моя мастеровая», «Все о матрешках», «Путешествие с матрешкой»

«Чтение художественной литературы»: Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.

Составление творческих рассказов: «Приключения матрешки – Насти», «Ох, матрешка, хороша!» Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование: «Мезенская матрешка»
Аппликация «Украсим матрёшке сарафан» Лепка: «Ну, Матрешки — просто диво!»
НОД: «Семеновская матрешка» с презентацией Оформить книжку-самоделку: «Все о матрешках», совместно с родителями изготовление русской матрёшки. Развлечения: «В гости к нам пришли матрешки», «Русская ярмарка».

Октябрь «Куклы из бабушкиного сундучка»

Цель: Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

Беседы: «Откуда сундук пришел?», «Предметы русской старины», «Во что играли наши бабушки», «Зачем нашим предкам были нужны куклы?».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Старинные куклы», «Куклы в русских народных играх и обрядах».

Составление творческих рассказов: «Моя любимая кукла».

«Чтение художественной литературы» М.А. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек».

Художественное творчество:
Рисование: «Нарисуй тряпичную куклу»

Лепка: «Игрушка моей бабушки»

НОД: «Путешествие в прошлое куклы» с презентацией Мастер класс: изготовление обереговых кукол «Зайчик на пальчик», «Кувадка», «Пеленашка», «Кулёма».

Экскурсия в ДДТ Гайдар, кружок «Сибирочка» – изготовление кукол.

Взаимодействие с родителями: Попросить бабушек принести предметы рукоделия для оформления выставки (вязание, вышивки и т. д.).

Ноябрь «Глиняная игрушка» «Дымка»

Цель: «Дымковская игрушка» Рассказать детям историю возникновения Дымковской игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Беседы: «Всё об истории Дымковской игрушки»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание картины с изображением деревни «Дымково», рассматривание иллюстрированных книг по Дымке. «Чтение художественной литературы»: разучивание стихов о дымковских игрушках.

Художественное творчество:
Рисование: «Роспись Дымковской барышни».

Лепка: «Дымковская барышня» (из солёного теста)

Декабрь «Чудесная гжель»

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельским фарфором. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров- умельцев.

Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор.

Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желанию их изучать.

Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи меду различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор).

Беседы: Беседа об особенностях народного промысла «Голубое чудо гжели».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Рассматривание изделий из Гжели.

Художественное творчество:

Рисование: «Цветы Гжели»
Лепка: «Гжельский чайник» (солёное тесто)

Аппликация: «Сказочный цветок Гжели»

НОД: «Искусство гжельских мастеров» с презентацией

Мастер-классы по созданию гжельской посуды - папье-маше, солёное тесто, пластилин, конструирование из бумаги и аппликация.

Роспись гжельской посуды

Январь «Русская кухня»

Цель: Знакомство детей с русской кухней, с различными рецептами русской кухни. Воспитывать уважение к Русской культуре, истории русской кухни. Дать детям представление о чугунке, казане, русской печке. О том, в чём готовили на Руси.

Беседы: «О разнообразии блюд в русской кухне»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Рассматривание книг, энциклопедий о русской кухне.

Составление творческих рассказов: «Моё любимое блюдо»

Просмотр презентаций о русской кухне.

Художественное творчество:

Лепка: «Баранки» (солёное тесто)

Рисование: «Картошка — русская еда»

Аппликация: «В русской печи калачи»

Экскурсия в русскую избу.

Вместе с родителями оформить книжку-самоделку «История русской кухни»

Февраль «Золотая хохлома» Цель: Знакомство детей с произведениями деревянных дел мастеров. Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом. Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желанию их изучать.

Беседы: «История возникновения деревянной посуды». Из какого материала изготавливают хохломскую посуду? Как может быть использована эта посуда? Какие вы знаете стихи, пословицы, поговорки?

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы, стихотворений о Хохломе.

НОД: «Хохломские чудеса» с презентацией.

Художественное творчество:

Лепка: «Поднос «Рябинка»

Аппликация: коллективная работа «Тарелочка»

Роспись деревянных ложек: «Наши ложки хохломские самый лучший сувенир»

Март « Русские народные сказки» Цель: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Развивать у детей творческие способности, творческое воображение, мышление, фантазию, воспитывать интерес к выполнению задания.

Беседы: «Почему сказки называются русскими народными?», «Какие бывают сказки»

Составление творческих рассказов: «Моя любимая сказка»

Просмотр презентации: «В гостях у сказки»

Художественное творчество:

Мастерим сказки своими руками «Чиполлино», «Мойдодыр», «Колобок», «Краденное солнце», «Царевна – лягушка»

Экскурсия в библиотеку им.Лермонтова

Выполнение с родителями книжек — сказок своими руками.

Апрель «Пасхальные поделки»

Цель: В середине апреля все православные отмечают светлый праздник Пасхи. Пасха празднуется и в детских садах. Развивать речевую активность, эстетический вкус.

Беседы: « Что такое пасха?» с просмотром презентации

«Чтение художественной литературы»: «Легенда о Христовом жаворонке»

Художественное творчество:

Рисование: «Украшаем пасхальные куличи»

Лепка: «Яички к празднику»

Экскурсия в ДДТ Гайдар, кружок «Сибирочка».

Мастер — класс по изготовлению пасхальных яиц

Май «Россия моя мастеровая»

Цель: Итоговая беседа-развлечение. Закрепить знания детей о русском декоративно — прикладном искусстве, о русских промыслах.

Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративно — прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.

Учить детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.

Вместе с детьми, родителями и воспитателями Создание мини – музея «Музей народных промыслов»

Фольклорный праздник «Россия моя мастеровая»

lll этап

Реализация проекта

Лепка из теста «Дымковская барышня»




Лепка и роспись «Гжельской посуды» Создание папки – передвижки «Народные промыслы»


книжки-самоделки «История русской кухни»


Рисование: «Рисуем любимых героев сказок»

IV этап

Презентация проекта

Дети, воспитатели и родители приняли активное участие в творческой деятельности и презентовали свой проект

  • Изготовлены детьми различные продукты ручного труда.
  • Оформлены выставки детских творческих работ в родительском уголке и группе.
  • Создан мини – музей «Народные промыслы»




Выставка работ «Хохломская ложка» Творчество детей и родителей «Русская матрёшка»



Выставка «Чудесная гжель» Сказки своими руками «В гостях у сказки»




Выставка «Пасхальное яйцо» Выставка детских работ «Дымковская барышня»


Мини – музей «Народные промыслы»

Результаты проекта.

  • Дети знают и называют не менее 7 видов материала и 7 свойств материала (Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки и т. д).
  • Владеют приемами работы с материалами (Клей, ножницы, стека, палочки и т. д).
  • Развитие конструированных способностей и художественного вкуса: придумывают и выполняют конструкцию, самостоятельно, по выбору детей, украшают ее.
  • Мелкая моторика рук развита хорошо: Дети прочно скрепляют детали самостоятельно.
  • Активизировался и обогатился активный и пассивный словарь у детей.

Авторы: Донина Ольга Владимировна, Сенькова Юлия Викторовна
Должность: воспитатели высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ д/с № 388
Месторасположение: Новосибирская область, г. Новосибирск

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: среднесрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: среднесрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Организационный этап

Подготовка материалов:

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома? »

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;

7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;

8. Рисование «Гжельские петушки».

9. рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры;

2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.


ТЕМА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:

Если формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах будет осуществляться не только в детском саду, но и в семье, то у ребенка будет сформирована еще одна ценность - «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!»

Расскажите ребенку сказку о хохломе:

«Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать.

Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!»

Рассказ о гжели можно начать с такой сказки:

«
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена.

В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима

с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий.

А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.»

Рассказ о матрешке можно начать, так:

«
Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.»

с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:


«Назови игрушку» ( образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными):

одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка)

«Скажи какая?»

(подбор прилагательные к существительным) :

матрешка какая? - красная, красивая, ….,

игрушка какая? - ….

кукла какая? - ….

Прочитайте ребенку: «Игрушкины частушки»:

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские -

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни всех на свете краше,

А гусары-баловни - кавалеры наши.

Отгадайте и выучите загадки:

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

но всего одна игрушка.

(Матрешка)

Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют… .

(хохломой) .

Составить описательный рассказ

о матрешке по плану:

    Что это?

    Какого цвета, размера, формы?

    Из какого материала сделана?

    Из скольких частей состоит?

    Как в нее играют?

точник: http://nsportal.ru, http://dohcolonoc.ru/, http://www.maam.ru/,