Тренировки для получения феноменальной памяти. В чем причина феноменальной памяти. Изучайте иностранные языки

В современной жизни большинству из нас приходится запоминать большой объем информации, особенно это актуально для учащихся и студентов. Многим приходится использовать записные книжки, ежедневники или пользоваться электронными устройствами с функцией напоминания, чтобы успеть все, что нужно, не забыть о важных делах и деталях. А ведь есть люди, обладающие феноменальной , им не приходится зубрить скучные материалы, они с легкостью запоминают любые данные и не забывают их практически никогда.

Развитие феноменальной памяти

В психологии понятие феноменальной памяти определяется как способность человека исключительно быстро запоминать и абсолютно точно воспроизводить больших объемов самой различной информации. Такие качества могут быть врожденными, как одна из уникальных способностей , а может быть и приобретенной с помощью специальных тренировок.

Исследования ученых и исторические факты показывают, что чаще всего уникальной памятью обладают люди определенных профессий, работа которых связана с постоянным получением и переработкой информации. Например, музыканты, писатели, философы и художники. Отвечая на вопрос, как сделать память феноменальной, важно отметить тот факт, что для запоминания важны такие факторы как ассоциации, яркие образы, логические цепочки и способы кодирования.

Именно такие приемы используются в различных методах мнемотехники. Изучая опыт людей, которые никогда и ничего не забывали, ученые пришли к выводу, что лучше всего воспринимается и запоминается информация, имеющая эмоциональную и ассоциативную окраску. Так Теодор Рузвельт, обладавший феноменальной памятью, любому событию или факту придавал определенную ассоциацию. Проще говоря, каждый предмет, событие, задача и даже числа представляются в виде определенного яркого, объемного, эмоционально окрашенного образа.

В поиске методов, как развить феноменальную память, помимо ассоциативного способа стоит обратить на такие техники:

  • метод Цицерона, помогающий запоминать цепочки из слов, цифр или текста;
  • метод составления цифровых и числовых списков;
  • образная система «Большой счет»;
  • заучивание стихотворений наизусть по методике обрезанных строчек.

Если данная тема для вас интересна, и вы хотите изучить ее подробнее, обратите внимание на список лучших книг по мнемотехнике:

  1. «Суперпамять для всех», авторы Е.Е. Васильева, В.Ю. Васильев.
  2. «Развитие памяти и способности концентрироваться», автор Гарри Лорейн.
  3. «Техника тренировки памяти», авторы О.А. Андреев, Л.Н. Хромов.
  4. «Маленькая книжка большой памяти», автор А.Р. Лурия.
  5. «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней», автор Эберхард Хойль.
  6. «Усовершенствуйте свою память», автор Тони Бьюзен.

Станислав Матвеев

Феноменальная память: Методы запоминания информации

© Матвеев С., 2012

© Издание, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2013

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2013

Матвеев С.

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение

Теплым летом 2008 г. я посмотрел документальный фильм о Даниэле Таммете. Молодой англичанин производил в уме сложнейшие арифметические действия. Для него не составляло труда, например, возвести число 37 в четвертую степень или же разделить 13 на 97 с точностью до пары десятков цифр после запятой.

Меня это поразило. Я с детства интересовался цифрами и сам мог довольно быстро складывать и умножать, но далеко не в таких масштабах.

Из фильма я узнал, что в марте 2004 г. Даниэль воспроизвел по памяти 22 514 знаков, следующих после запятой в числе π. Из всех удивительных способностей Даниэля – помимо прочего он полиглот и способен неплохо освоить иностранный язык за одну неделю – эта впечатлила меня больше всего. Я был в шоке: неужели возможно запомнить столько цифр?

В картине говорилось, что Таммет – савант, чьи сверхспособности проявились еще в детстве в результате тяжелого приступа эпилепсии.

После просмотра той ленты меня в течение нескольких месяцев не оставляла мысль: хорошо бы научиться запоминать множество цифр, как это делает Даниэль. Однако, понимая, что необыкновенные умения Таммета обусловлены не чем иным, как его болезнью, я заинтересовался: а может ли человек с хорошим физическим здоровьем и обычной памятью сам в себе развить такие способности?

Однажды при очередных поисках в Интернете я встретил понятие «мнемотехника». Оказывается, существуют определенные приемы и методики, которые позволяют лучше запоминать информацию. Совокупность этих способов и есть мнемотехника. Данное слово произошло от греческого «мнемоника» (искусство запоминания).

С этого момента я начал постепенно погружаться в изучение различных приемов и методик, совершенствующих память. На первых порах я не возлагал на них особых надежд, не имея очевидных доказательств их действенности.

Но спустя два месяца мне удалось запомнить до 120 знаков числа π, через неделю я довел этот результат до 250, а еще через две недели я уже помнил полтысячи знаков после запятой в числе π.

Тогда-то мне стало ясно, что в этих техниках что-то есть. И я решил исследовать всю доступную информацию по теме развития памяти, а впоследствии и по таким темам, как нейрофизиология, интеллект, головной мозг.

Я изучил, наверное, все хоть как-то относящиеся к теме развития памяти статьи и сайты в русском и зарубежном сегментах Интернета. Параллельно я тренировал свою память, используя самые разные объекты запоминания: стихи, иностранные слова, исторические даты, игральные карты. Получая все новые знания и постоянно упражняясь, я отбрасывал неэффективные техники и тестировал новые.

В 2011 г. я установил рекорд России по воспроизведению знаков после запятой в числе π. Мне удалось запомнить 8332 знака. Это было нелегко, но то, что поначалу казалось фантастикой, стало реальностью. Из человека, который удивляется чудесам, я превратился в того, кто эти чудеса творит.

В этой книге я делюсь самым существенным из приобретенного мной за последние два-три года опыта. Вы познакомитесь с наиболее эффективными техниками запоминания, и они помогут вам совершить квантовый скачок в развитии памяти. Так что перед вами – своего рода практическое руководство по развитию памяти. Каждую технику, каждую методику, о которой я рассказываю, следует не только внимательно изучить, но и применять на практике.

Теоретическая информация сведена в данной книге к минимуму и служит обоснованием приемов запоминания, которым вам предстоит научиться. Я не стремился уделять много внимания научным исследованиям в области изучения памяти, несмотря на то что они вызывают большой интерес. Не хотелось подробно писать и о том, каким образом работает человеческий мозг (как он функционирует, до конца не знают даже ученые), хотя этот вопрос занимает всех, у кого есть голова на плечах. Ведь как ни важны информация и знания, не они, а реальные действия напрямую влияют на нашу жизнь, изменяя ее к лучшему. Я убежден: любой может повторить мое достижение, рекорд Даниэля Таммета или установить новый рекорд в области запоминания.

Действуйте!


Станислав Матвеев

Часть I. Немного о памяти

1. Клетки и сети

Память не сосредоточена в какой-либо определенной части мозга. Наши воспоминания раскиданы по его обоим полушариям. Правда, есть определенные участки мозга, которые отвечают за отдельные функции памяти. Например, мозжечок контролирует двигательную память, миндалина – эмоциональную, а гиппокамп обеспечивает трансформацию кратковременной памяти в долговременную.

В нашем мозгу содержится, по разным оценкам, до 100 млрд нервных клеток – нейронов. У новорожденных их намного больше, но со временем клетки, которые не задействуются, отмирают. Каждая клетка соединена с десятками тысяч других нейронов. Связанные между собой нейроны образуют нейронные сети, которые также взаимосвязаны. Именно эти связи и лежат в основе работы нашей памяти: процесс запоминания новой информации обусловлен образованием новых межклеточных контактов.

Прочность и доступность нейронной сети зависят от того, насколько часто она используется. Вот почему, многократно повторяя одно и то же действие, мы добиваемся большей устойчивости нейронных сетей и, соответственно, получаем все более высокие результаты. Кроме того, чем активнее мы тренируемся, тем меньше нейронов требуется раз от разу для выполнения этого действия.

2. Что мешает запоминать и помнить?

Зачастую процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на проблемы психологического и физиологического характера. Давайте разберемся, какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать.

Фактор № 1 Неверие в собственные силы

Эта психологический барьер. Большинство людей настолько не верят в свою способность запоминать, что даже не пытаются удержать в памяти новую информацию.

Я проводил небольшой эксперимент со своими друзьями. Писал на листочке 30-значное число и спрашивал: «Сколько времени тебе потребуется для запоминания этого числа?»

И часто получал такие ответы:

«Ты имеешь в виду все эти 30 цифр?»

«Думаю, я никогда не запомню».

«Да на это уйдет полгода!» и т. д.

Самое интересное, что никто из моих товарищей и не попробовал запомнить предложенное число. Почему же люди не верят в себя?

Неверие коренится в негативном опыте. Иногда те, кого однажды подвела память, начинаются сомневаться в себе, и каждый новый провал в памяти укрепляет в них убеждение, будто они безнадежно забывчивы.

Изредка бывает и наоборот: люди довольны своей памятью и не считают нужным ее улучшить. Так или иначе, как бы вы ни хотели развить свою память, одного желания недостаточно. Необходимо действовать: напрягать мозг, заставлять его переваривать «пищу для ума».

Когда вы захотите что-либо запомнить, просто постарайтесь это сделать, приложив соответствующие усилия и поверив в свои возможности. И вы обязательно добьетесь успеха.

Расскажу случай из своей жизни.

До того как я начал интересоваться темой развития памяти, я не очень хорошо запоминал имена. При знакомстве с новыми людьми я почти всякий раз им говорил, что у меня плохая память на имена (тогда я еще думал, что я один такой). И это убеждение работало как самосбывающееся пророчество: в большинстве случаев я имена забывал.

Потом я подумал: даже если мне трудно запомнить, как зовут новых знакомых, зачем говорить, что у меня плохая память на имена? Можно же эту фразу просто не произносить. Я стал обращать больше внимания на самого человека, на его имя и – Аллилуйя! – стал лучше запоминать имена.

Для того, кто тренирует свой мозг, нет ничего невозможного. Impossible is nothing! Цените свой мозг и свою память. И никогда не говорите: «У меня плохая память!»

Фактор № 2 Отсутствие интереса

Наличие интереса к усвояемой информации играет важную роль в запоминании. Для того чтобы новые сведения отложились в памяти, они должны быть вам интересны. Не думаю, чтобы я открыл Америку, но это фактор, о котором многие забывают.

Запоминание малоинтересной, непонятной или тем более отталкивающей информации – процесс весьма мучительный и неэффективный. Если вам нечем заполнить свой досуг, попробуйте попрактиковаться в запоминании того, что вас совершенно не занимает, и вы увидите, что практически потеряли время.

«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

«Память слабеет, если ее не упражняешь».

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:

1. Улучшите процесс запоминания

При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.

2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно

Бывают моменты, когда забыли телефон партнера, или имя и отчество человека, с которым предстоит важная встреча и т. д. Не спешите открывать блокнот, чтобы просто прочесть нужную информацию. Попробуйте вспомнить это сами. Эта информация уже лежит «на полочке в вашей голове», стоит только найти её.

Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. будет легче это сделать.

4. Проговаривайте полученную информацию

Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.

5. Займитесь арифметикой

Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.

6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня

Перед сном, по истечении дня, прокрутите в голове все его детали. Что вы делали на протяжении всего дня, что бы вы предприняли чтобы улучшить некоторые моменты. Вспомните свой день в обратном порядке. От теперешнего момента и до пробуждения. Поверьте, это непростая задачка! Задайте : «Какое решение, сделанное мной сегодня, было самым эффективным?».

7. Читайте больше книг!

Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.

8. Учите стихи и отрывки текста

В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.


9. Не вздумайте зубрить!

Помните, как в школе/ университете мы могли вызубрить нужную нам , чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.

10. Повторяйте

Но повторять пройденный материал всё-таки стоит. Не зубрить, а именно повторить — освежить в памяти. Как говорят: «Повторение – мать учения». Повторяйте полученную информацию. Каждый день, в течении, например, 5 дней. Повторяйте то, что узнали. Эта информация отложится в долговременной памяти, и вы с лёгкостью сможете её оттуда достать.

11. Не ленитесь

Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.

12. Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти . А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою . Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек . Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим . Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% - от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

Было полезно? Ставьте «мне нравится», мы будем знать, что вам полезно и подготовлю больше статей про развитие разных навыков.

А пока читайте другие наши статьи о саморазвитии:

Любого человека память может как выручить в критический момент, так и неожиданно сильно подвести. Возможности человеческой памяти до сих пор остаются предметом исследований ученых.

Феномен Соломона Шеришевского

Москва. Июль 1926 года. В лабораторию молодого, тогда еще неизвестного психолога Александра Лурии пришел мужчина лет тридцати. Он представился: «Соломон Шеришевский». И попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия не мог поверить результатам. Казалось, молодой человек запоминает любой объем информации.

Соломон Шерешевский работал газетным репортером. На утренней летучке редактор обратил внимание, что Шеришевский не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Он решил сделать Шеришевскому выговор и вызвал к себе в кабинет. Репортер слово в слово повторил длинный список поручений. После этого редактор отправил Шеришевского на обследование. Сам репортер не видел ничего необычного в том, что помнил все: он думал, так происходит со всеми.

Доктор Лурия изучал феномен Шеришевского больше тридцати лет. Его память не имела границ не только в объеме, но и во времени. Обычный человек может запомнить за раз не больше десяти несвязанных слов, Шеришевский запоминал тысячи и делал это без всякого усилия. Он мог воспроизводить любой длинный ряд слов, данный ему неделю, месяц, год и даже пятнадцать лет назад.

Синестезическая память

Шеришевский воспринимал услышанное синестезически -- этот термин означает, что он чувствовал запах, цвет, вкус каждого слова. Шеришевский буквально видел всю длинную цепочку слов, но представлял их совсем не так, как мы. И часто образы не совпадали со значением слова.

«У моего дедушки была особая система запоминания цифр. Цифры у него вызывали ассоциации определенного вида человека. Единица -- это что-то высокое, худое, как человек с тростью. Семерка -- это мужчина с усами, восьмерка -- это полная женщина», -- говорит Ирина Барабаш -- внучка Соломона Шеришевского

Слишком много

Но феноменальные способности не были Соломону Шеришевскому в радость, ему было трудно общаться с людьми. Голос, произносивший слова, тоже имел свои образы. Когда Шеришевский ел, он не мог читать. Читать газету за завтраком для него было просто физически невозможно, вкус слов перебивал вкус пищи. Чтение вообще было пыткой для Соломона, он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова. Это его очень утомляло, смысл текста постепенно ускользал.

«Он не мог складывать слова в тексте вместе. То есть у него не получалось все сложить и охватить единым взором, для того чтобы понять, о чем шла речь», -- рассказывает Зураб Кекелидзе, врач-психиатр, доктор медицинских наук.

Шеришевскому с трудом давались обобщения. Однажды в большой аудитории ему прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этой задачей он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в этом ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. При этом зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили -- «тиф». Шеришевскому же потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание, -- в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные слова.

Трудно забыть

У Шеришевского была еще одна серьезная проблема. Как объясняла Наталья Бехтерева, нейрофизиолог, доктор медицинских наук: «Очень плохое . Очень плохое вытеснение их из памяти. Получается так, что человек может запомнить все, но радости это ведь ему не приносило».

Шеришевский пытался придумать специальные приемы забывания. Обычные люди записывают то, что хотят запомнить, а он делал наоборот: записывал то, что хотел забыть. Это не помогло. Тогда он начал сжигать листочки с записями, но и эти действия лишь оставляли дополнительные следы в памяти.

Демонстрируя феноменальную память, Шеришевский выступал с концертами. Однажды после третьего подряд выступления произошло чудо. Шеришевский очень устал, но ему нужно было четвертый раз выходить на сцену, и он боялся, что перед глазами всплывет информация предыдущих выступлений, а он этого очень сильно не хотел. И... старые картинки ушли из памяти. Тогда Шеришевский понял: чтобы что-то забыть, ему нужно очень сильно этого захотеть и сконцентрироваться.

Как в детстве

В детстве мы все запоминали, как Шеришевский. Синестезическая память -- это память детская. Детям она необходима, чтобы быстрее адаптироваться в незнакомом мире. В детстве человек получает огромный поток информации, которым потом бессознательно будет пользоваться всю жизнь. На помощь приходит все: запахи, звуки, цвета, ощущения. Новая информация словно записывается на матрицу, на подкорку, запоминается абсолютно все. Даже то, как человек должен себя чувствовать в нормальных условиях.

«Здоровый человек может не думать о здоровье. В нервной системе и прежде всего в мозгу существует матрица поддержания вот этого устойчивого состояния здоровья», -- рассказывала Наталья Бехтерева.

Так идет запоминание до трех-пяти лет. Затем память начинает преобразовываться, становится логической, избирательной -- памятью интеллекта. Ребенок начинает связывать слова в рассказы, понимать смысл, вычленять суть. У Шеришевского не произошло этого преобразования. Его память осталась детской, и именно поэтому он не мог ничего забыть.

Память гениев

Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Александр Македонский. Они помнили имена всех своих воинов, около тридцати тысяч солдат. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Духовенство 17-го века в строжайшей тайне хранило партитуру «Мизерере», аллегро в девяти частях -- считалось, что это божественное произведение не должно стать достоянием простых смертных. Моцарт услышал мелодию один раз и по памяти записал всю партитуру. Позднее за этот проступок композитор будет долго подвергаться гонениям церкви, но записанные им ноты на века сохранили «Божественную музыку». Память родного брата Пушкина, Льва Сергеевича, сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы «Евгения Онегина». Александр Сергеевич потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, там он собирался отдать пятую главу в печать. Как назло все черновики были уничтожены. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся -- в ответ он получил полный текст потерянной главы с точностью до запятой. Лев Сергеевич один раз слышал ее и один раз читал.