Занятие по экологии во второй младшей группе «В гостях у природы. Конспект развлечения во второй младшей группе «Дети и природа» «Путешествие в гости к фее Природы… Вопросы в конце занятия к детям
В игровой комнате раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает по телефону и выясняется, что срочно нужен Айболит. В лесу несчастие, поранилась лиса. Воспитатель предлагает детям отправиться в лес и помочь лисичке. Путешествие на волшебном поезде под фонограмму «Песенка друзей».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи:
Образовательные:
1. Обогатить словарный запас детей.
2. Учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации.
3. Учить детей помогать животным, попавшим в беду.
4. В игровой форме закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
5. Показать детям, в какие беды попадают дикие животные из- за людей, загрязняющих природу.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к животному миру.
2. Обеспечить положительный эмоциональный настрой с целью создания мотивации успешности.
3. Воспитывать чувство милосердия и сострадания.
4. Вызвать эмоциональную отзывчивость детей, стремление к участию в решении проблемы, желание найти и осуществить конкретные действия заботы и помощи.
Развивающие:
1. Развивать речевую активность и взаимодействие детей.
2. Развивать познавательный интерес.
Оздоровительные:
Формировать понимание взаимосвязи между элементарными навыками поведения в природе и здоровьем человека.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Здоровье», «Музыка».
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.
Дидактическое обеспечение: технология развивающего обучения, социоигровые, здоровьесберегающие технологии.
Место проведения: групповая комната
Длительность занятия: 15 минут
Оборудование к занятию:
Напольная кукла лисы
Знаки: «правила поведения в природе», магниты
Телефон
Медицинские принадлежности
Магнитофон, запись песни «Песенка друзей»
Различный мусор: бумажки, фантики, пластмассовые бутылки, пробки, и т. п.
Пакет с ручками
Ход деятельности
1. В игровой комнате раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает по телефону и выясняется, что срочно нужен Айболит. В лесу несчастие, поранилась лиса. Воспитатель предлагает детям отправиться в лес и помочь лисичке. Путешествие на волшебном поезде под фонограмму «Песенка друзей». (Дети образовывают поезд и едут в лес) .
2. Лес, и на пеньке сидит пораненная лиса. (Несколько елок, пенек и напольная кукла лисы, на лапе ранка от стекла) .Воспитатель. Что случилось? Почему ты стонешь? (Ответы детей) .Воспитатель предлагает детям оказать первую помощь лисе, воспользоваться медицинской сумочкой Доктора Айболита. Дети оказывают помощь (смазывают рану йодом, заклеивают пластырем, жалеют и вытирают слезы лисе). Лиса их поблагодарила и решила рассказать, что с ней произошло. Рассказ лисы. Гуляла я по лесу и наступила на что- то ужасное. Оно вонзилось мне в лапу. Шагу ступить не могла. Спасибо цапле, клювом вытащила острый осколок от бутылки, а кровь текла. Лапа до сих пор болит, еле хожу. Мне пришлось звонить Доктору Айболиту, но он никак не отвечал, но тут вы и я обрадовалась.
3. Работа с карточками – знаками «правила поведения в природе» (на ковре) .Воспитатель. Давайте рассмотрим знаки и составим по ним правила поведения в природе. Что нужно делать с мусором? Можно ли его оставлять на лесной полянке? Почему не нужно срезать и ломать ветки? Как помочь раненому деревцу? Можно ль срывать цветы? А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.) Почему нельзя так исследовать муравейник? Что чувствуют муравьи, когда человек нарушает их жилище? А что можно сделать полезного для охраны муравейников (Ответы детей) .Задание для детей: Разложите на один стол карточки - как можно поступать в природе, а на другой – как нельзя. Лиса посмотрит, знаем ли мы, как правильность вести себя в лесу. Воспитатель. Дети, давайте эти карточки возьмем к нам в детский сад и расскажем остальным детям и родителям про эти правила.
4. Воспитатель. Ребята посмотрите, какая здесь полянка. Наверное, лиса здесь гуляла и поранила лапу. Здесь отдыхали люди, которые не знают, как надо вести себя в природе. Что мы можем с вами сделать, чтобы не пострадали другие животные? (Ответы детей). Давайте уберемся на опушке (складываем мусор в пакетик) Лисичка очень довольная, что мы убрались на полянке, теперь никто не поранится. Лисичка уходит к себе в лес.
5. Воспитатель. Мы помогли лисичке, очистили поляну, а теперь нам на нашем волшебном поезде пора обратно в детский сад (сопровождение магнитофона) .
6. Итог занятия. Что нового мы узнали? (Ответы детей). Давайте наши волшебные карточки прикрепим на доску, чтобы все могли посмотреть и научиться, как вести себя в природе. Мусор, какой мы собрали на поляне, мы выбросим в контейнер, когда пойдем гулять.
Удивительные открытия ждут ребёнка дошкольного возраста на пути познания окружающего мира, и первыми помощниками в этом ему будут воспитатели детского сада. Ведь именно они, вооружившись методикой и знаниями детской психологии, смогут помочь малышу справиться с огромным потоком информации, выделить и запомнить главное, а сложное сделать простым и понятным. Одной из главных форм работы по ознакомлению малыша с миром вокруг являются занятия, которые систематически и целенаправленно проводятся в дошкольном учреждении.
Ознакомление с окружающим миром в младших группах детского сада
Работа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром начинается с первых дней пребывания малыша в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
В. А. Сухомлинский
Цели и задачи
Целью познавательного развития детей первой и второй младших групп является формирование у них системы знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, которые помогут ребёнку комфортно чувствовать себя в природной и общественной среде.
Ознакомление с окружающим самых маленьких воспитанников ставит перед педагогами такие задачи:
- Сформировать начальные представления:
- о людях, их деятельности, внешнем виде, эмоциях;
- о свойствах и назначении предметов (мебель, игрушки, посуда, одежда, простейшие орудия труда);
- о природе (живая и неживая природа, сезонные явления, растения и животные).
- Способствовать появлению и развитию познавательного интереса к происходящему в ближайшем окружении (семья, детский сад, магазин, парк и т. д.).
- Воспитывать доброту, гуманность, бережное отношение к объектам природы и предметам, созданным руками людей.
Малыши ясельной группы могут отображать в игре некоторые действия взрослых, например, строительство дома
На четвёртом году жизни возрастают возможности малышей к познанию нового, развивается внимание, произвольная память, речь. Круг задач, которые очерчивает перед воспитателями программа, становится шире:
- Формирование первичных представлений:
- о себе и других людях, об организме человека (части тела, органы чувств, их функции, сознательное отношение к своему здоровью);
- о профессиях взрослых и необходимом оборудовании для труда (инструменты, спецодежда, транспорт);
- о жилье человека, его обустройстве, предметах, необходимых в быту.
- Более широкое изучение объектов живой и неживой природы (свойства воды, песка, земли, чем отличаются дикие и домашние животные, комнатные и дикорастущие растения), сезонных явлений.
- Развитие и углубление чувства любви к родному краю, его природе, своему городу, стране.
Во второй младшей группе детей приобщают к культурным ценностям и традициям: малышей не только приглашают участвовать в утренниках к Новому году, Женскому дню, но и сообщают некоторые сведения из истории их празднования, привлекают к изготовлению поделок в подарок родным.
Детям четвёртого года жизни интересны общественные праздники и подготовка к ним
Формы занятий
Чтобы развитие детей было всесторонним и полным, в ДОУ используются различные формы занятости воспитанников:
- индивидуальная работа;
- игры;
- чтение художественной литературы;
- наблюдения;
- систематические занятия (НОД).
Структура и временной план НОД
Занятия по ознакомлению малышей с окружающим миром в группе раннего возраста проводятся раз в 2 недели, чередуясь с сенсорным развитием, а во второй младшей - раз в неделю, причём темы занятий должны соответствовать общей теме блока (недели, месяца).
Общая продолжительность занятия в первой младшей группе не должна превышать 10 минут, во второй - 15 минут. Исключение составляют комплексные и интегрированные занятия, длительность которых может быть увеличена на 5–6 минут из-за включения сопутствующих видов деятельности (рисование, конструирование, подвижная игра).
Чтобы дети не переутомлялись, занятие должно содержать подвижные игры, физкультминутки
Таблица: структура и длительность занятий в группах младшего возраста
Методические приёмы
Как и во всех прочих видах деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром педагог использует 3 группы методических приёмов:
- Словесные:
- Рассказ воспитателя.
- Беседа.
- Чтение художественной литературы, в том числе малых фольклорных форм.
- Вопросы к детям, обращение к их опыту (даже в ясельном возрасте ребёнок уже чувствует уважение и заинтересованность воспитателя и становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем).
- Полилог, то есть «разговор многих», когда речь переходит от одного участника к другому по очереди.
Учить детей полилогу, то есть умению высказываться и выслушивать товарищей, не перебивая, следует со второй младшей группы.
- Наглядные:
- Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, диафильмов. Фотографии детям такого возраста ещё не показывают, отдавая предпочтение чётким ярким рисункам, отражающим естественный вид предметов.
В младшем возрасте дети воспринимают информацию на слух, только если она подкреплена наглядностью
- Экскурсии в пределах групповой, умывальной комнат, раздевалки с описанием мебели, оборудования, их предназначения, беседой о бережном отношении к вещам.
- Наблюдения за природными объектами, предметами, которые проявляют характерные свойства в созданной воспитателем ситуации (хомячок ест корм, моется, мыло пенится в воде, песок высыпается из ведёрка, сахар растворяется в воде и т. п.).
- Моделирование ситуаций. Применить его можно на занятиях по ознакомлению с транспортом, создав модель улицы, обустройством жилья человека (модель квартиры с мебелью и предметами быта) и др.
Например, чтобы ознакомить детей с одеждой человека и сменой её в зависимости от сезона, необходимо изготовить наборы плоских изображений сезонных явлений, картонную куклу и комплекты бумажной одежды к ней.
Воспитатель создаёт на фланелеграфе модель летней лужайки и обращается к детям: «Пришло лето, стало тепло, растёт зелёная трава и цветы, летают мотыльки. Как нужно одеться нашей кукле Кате, чтобы пойти на прогулку?». После ответов малышей на куклу надевают соответствующие предметы одежды (сарафан, платье, панаму). «Но после лета придёт осень. Листочки пожелтеют и опадут с деревьев, будет часто идти дождик, лужи появятся (соответствующие картинки сменяют летние явления на фланелеграфе). Что тогда наденет Катя, чтобы не замёрзнуть и не промокнуть?».Смоделировав времена года на фланелеграфе, воспитатель даст детям наглядное представление о том, как происходит смена сезонных явлений
В ясельной группе достаточно смоделировать одну смену сезонов, а во второй младшей сначала можно взять смену двух времён года, а после и весь годичный цикл со сменой одежды на кукле. Во второй младшей группе такое моделирование можно провести в форме игры. Дети закрывают глаза, воспитатель выкладывает картину времени года и рядом с куклой предметы одежды. Воспитанникам нужно назвать время года и какие сезонные явления они заметили, а 1 или 2 ребёнка, выйдя к фланелеграфу, выберут нужную одежду и наденут на куклу.
- Набирает всё большую популярность такой приём, как комментированное рисование, когда воспитатель рисует красками или фломастерами на большом листе ватмана какую-либо картину и поясняет свои действия. В результате малыши получают более полное представление о причинах и порядке событий, которые происходят.
В раннем возрасте в комментированном рисовании используются простые сюжеты: была лужайка зелёная (зелёный лист бумаги), но пришла зима, выпал снежок, много снега (примакивание губкой с белой гуашью) и весь лужок стал белый-белый, и на него прибежал зайчик в белой шубке (клеится фигурка зайца).
Дети второй младшей группы с удовольствием будут следить, как на их глазах картина летнего леса, подготовленная воспитателем, превратится в осенний пейзаж путём закрашивания густой красной, оранжевой и жёлтой гуашью крон деревьев. А чтобы закрепить знания о перелётных птицах, в небе следует нарисовать клин улетающих гусей, журавлей.
Все изменения на рисунке педагог сопровождает рассказом. Такое рисование не требует большого мастерства, но очень нравится детям, позволяет закрепить полученные знания и в то же время стимулирует желание воспитанников выражать свои впечатления от наблюдений за окружающим миром в изобразительной деятельности.
- Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, диафильмов. Фотографии детям такого возраста ещё не показывают, отдавая предпочтение чётким ярким рисункам, отражающим естественный вид предметов.
- Практические:
Необходимо помнить, что словесные методы на занятии для детей третьего-четвёртого года сами по себе малоэффективны и обязательно должны быть подкреплены наглядными и практическими.
Мотивационный этап занятия
Провести занятие эффективно и с максимальной пользой помогут интересные задумки мотивирующего начала и побуждения детей к познавательной деятельности. Для малышей раннего возраста подойдут такие варианты мотивации:
- Появление сказочного героя (Колобка, Матрёшки) или зверька (зайчика, лисички). Предпочтительнее, чтобы это была объёмная игрушка, а не плоское изображение. Персонаж приглашает ребят в гости на лесную поляну, к бабушке во двор, куда дети могут отправиться на воображаемом автобусе или самолёте.
- Персонаж также может принести тот набор предметов или объектов, которые будут рассматриваться на занятии. Поскольку в первой младшей группе занятие короткое, оно может целиком состоять из игры или двух.
- Например, к детям приходит ёжик с корзинкой фруктов (муляжи яблок, груш, слив) и предлагает поиграть в весёлую игру «Назови фрукты». Воспитатель по очереди показывает детям муляжи, те называют фрукты.
- Потом проводится игра «Разложи по тарелочкам». Красные яблоки нужно положить на красную тарелочку, а синие сливы и жёлтые груши - на тарелочки соответствующих цветов.
- Персонаж может озвучить малышам проблемную ситуацию, но она должна быть простой и не требовать длительных поисковых действий. К примеру, в начале занятия появляется кукла Даша, босая, она плачет, потому что перепутала всю обувь и не может обуться, чтобы пойти на прогулку. Всю обувь куклы воспитатель приносит вместе с ней в рюкзачке и выставляет перед детьми. Проводится беседа о необходимости обуви, о разных её видах и игра «Найди пару». Дети подбирают пару к сандалиям, сапожкам и т. д., а потом выбирают, что же обуть Даше (в зависимости от сезона).
- Игра. Её инициатором тоже выступает сказочный герой или другой любимый персонаж детей. Например, при изучении темы «Заглянуло солнышко и в наше окошко» педагог «случайно» обнаруживает на столе зеркальце (занятие нужно проводить в солнечный день) и предлагает малышам поиграть с солнечным зайчиком. Зайчик останавливается в разных частях групповой комнаты, а дети должны найти, где он, описать его местоположение (на полке, на книжке, на люстре), попрыгать, как зайчики, и похлопать в ладоши. После такой весёлой игры ребята усаживаются, проводится беседа о том, как солнышко весной разбудило всю природу.
Полученные на занятии знания ребёнок может использовать в самостоятельной игре
Во второй младшей группе уже можно вводить сюрпризные моменты, поскольку воображение детей развивается и их интерес ко всему необычному растёт. Среди сюрпризных моментов могут быть:
- Письмо от сказочного героя. Перед новогодними праздниками лесные обитатели пишут детям (занятие «Новый год для зверят»), что в лесу у них есть красивая пушистая ёлочка, но нет украшений для неё. Также зверята не знают, как нужно праздновать Новый год, и просят помочь. В письме они посылают маленькую снежинку, которая выслушает рассказ детей и перескажет зверятам, когда вернётся в лес. Воспитатель достаёт бумажную снежинку из конверта, и дети, передавая её по кругу, делятся своими знаниями о празднике. Потом малыши разрисовывают плоские изображения ёлочных украшений, чтобы подарить их зверятам. Снежинка остаётся на выставке рисунков рядом с изображениями игрушек, а когда рисунки высохнут, «возвращается» в лес вместе с подарками для зверят.
- Отгадывание загадок. К детям приходят гости, но кто это - неизвестно. Гости очень стесняются и прячутся (изображение закрыто листом бумаги). Выйдут они лишь тогда, когда ребята отгадают загадки о них. После отгадывания загадок воспитатель открывает картинки с изображением зверей (заяц, кот, корова), игрушек (кукла, мишка, машина), плодов (яблоко, груша, морковь) и проводит беседу по теме занятия: «Деревенский двор и его обитатели», «Путешествие в зимний лес», «Овощи и фрукты».
- Появление необычных предметов. Например, чтобы заинтересовать детей темой «Художница осень», воспитатель размещает в уголке художественной деятельности кисти и палитру с яркими красками (жёлтой, оранжевой, красной) и обращает внимание детей: «Посмотрите, ребята, кто-то побывал у нас в гостях и забыл эти удивительные вещи. Кто бы это мог быть?». Анализируя цвета на палитре, дети вместе с педагогом приходят к выводу, что эти предметы оставила осень. Далее проводится беседа об изменениях в природе осенью и игры по теме занятия. В конце занятия звучит аудиозапись, в которой осень сообщает, что не забыла палитру и кисти, а подарила их детям, чтобы они нарисовали много красивых осенних картин.
Примерная тематика занятий по ознакомлению с окружающим в младших группах ДОУ
Занятия по ознакомлению с окружающим миром включают в себя ознакомление с миром природы и социумом. Тематика их разнообразна и чередуется, так как перспективный план занятий составляют с учётом блочно-тематического планирования. Информация для детей ясельного возраста даётся более просто и обобщённо, а во второй младшей группе вводят более подробные характеристики предметов (мебели, одежды, посуды), рассматриваются не только виды зверей, птиц, но и особенности их поведения, передвижения, питания.
В ходе сюжетно-ролевой игры дети могут познакомиться с профессией врача
Знакомя детей раннего возраста с профессиями, им дают только элементарные знания о действиях (врач лечит, повар готовит еду) и рассказывают, какими инструментами пользуется тот или иной специалист. А уже на следующий год ребятам будет доступна для понимания информация и о том, почему необходимы профессии, какую пользу приносит труд человека, как люди трудятся в природе и дома.
Таблица: пример перспективного плана занятий
Месяц | Тема |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Таблица: картотека тем НОД для первой младшей группы
Тематический блок | Тема НОД | Программные задачи |
Наш любимый детский сад | Наша группа |
|
Овощи и фрукты | Что у ёжика в корзинке? |
|
Осень в гости к нам пришла | Осень в гостях у малышей |
|
Наши друзья - животные | На бабушкином дворе |
|
Дом, в котором я живу | Наш дом и вещи в нём |
|
Тропинками поздней осени | На прогулку мы идём |
|
Зимушка-зима | Снег-снежок, белые дорожки |
|
Зимние игры и забавы | Покатились санки прямо с горки вниз |
|
Жил-был я | Девочки и мальчики |
|
Мир предметов вокруг меня | Наши любимые игрушки |
|
Что такое хорошо, что такое плохо | Наши малыши умеют дружить |
|
Моя семья | Папа, мама, я - вот моя семья |
|
Наши бабушки и мамы | Кто о нас заботится? |
|
В гостях у сказки | Кто в теремке живёт? |
|
Весна-красна | Заглянуло солнышко и в наше окошко |
|
Береги себя, малыш | Транспорт |
|
Мир профессий | Наша няня |
|
Лето красное идёт, детвору гулять зовёт | Скоро лето |
|
Таблица: фрагмент картотеки тем НОД для второй младшей группы (первое полугодие)
Тематический блок | Тема НОД | Программные задачи |
Наш любимый детский сад | Как интересно в нашей группе |
|
Работники нашего детского сада |
|
|
Овощи и фрукты | Дары хозяйки осени |
|
Маленькие повара |
|
|
Осень в гости к нам пришла | Художница осень |
|
Собираем урожай |
|
|
Наши друзья - животные | В гости к лесным зверятам |
|
Деревенский двор и его обитатели |
|
|
Дом, в котором я живу | Мебель в моём доме |
|
Кукла хочет спать |
|
|
Тропинками поздней осени | Осенняя одежда |
|
В поисках паутинки |
|
|
Зимушка-зима | Сказочное путешествие в зимний лес |
|
Деревья зимой |
|
|
Зимние игры и забавы | Мы зимы не боимся |
|
Новый год для зверят |
|
Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром в младших группах ДОУ
Присутствие занятий в образовательном процессе необходимо ещё и потому, что малыши учатся взаимодействовать в коллективе, быть внимательными, организованными. Кроме того, если педагог проводит занятие эмоционально, увлекательно, комбинируя различные виды деятельности, у детей младшего возраста появляется заинтересованность, которая со временем перерастёт в потребность познавать новое, то есть сформируются основы исследовательского поведения.
Задачи занятия: дать детям второй младшей группы первоначальное понятие о значении воды в жизни живых организмов; воспитывать желание .
Материал: ширма, куклы театра бибабо (зайчик, лисичка); предварительное чтение стихотворения Б. Заходера «Всем нужна вода», И. Мельничук «Вода».
Ход занятия
Из-за ширмы появляются Зайчик и Лисичка.
Зайчик. Здравствуйте, дети. Мы с Лисичкой пришли к вам в гости из сказки «Заюшкина избушка». У меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. И теперь у нас новоселье. Я сделал уборку, закрыл кран и поспешил к вам в детский сад.
Лисичка. В моей ледяной избушке тоже порядок. Но я очень торопилась к вам, ребята, и кран закрыла не до конца. Да это не беда!
Воспитатель (В.). Ты не права, Лисичка. Вот послушай, какая история произошла с твоей подружкой лисой Лизой.
Как у Лизы, у лисички,
Жили капельки-сестрички
В новом медном кране,
В белоснежной ванне.
Лиза платьица стирала,
А потом их полоскала,
После ручки с мылом мыла,
Только кран закрыть забыла!
Капельки упали
И в земле пропали,
Плачет Капелька одна:
Прыгать не хочу до дна!
Где мои сестрички,
Капли-невелички?
Кто же будет помогать
Мыть, стирать и полоскать?
Что же делать, как же быть?
Нужно Лизе кран закрыть!
Лисичка. Теперь я поняла, что воду нужно беречь, чтобы она зря не проливалась.
В. Дети, а ? (Ответы детей.) Если не полить растение - оно засохнет. Если не напьётся животное - оно погибнет. И человек не может жить без воды. Она нужна всему живому. Именно поэтому к воде относиться нужно очень бережно. Запомните важное правило:
Руки вымыл ты водой -
Поскорее кран закрой.
А сейчас я приглашаю всех поиграть в игру.
Игра «Маленькие капельки ».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Капли растекаются -
Ребята разбегаются,
(Дети разбегаются по комнате.)
Капельки кап-кап, тук-тук -
Собирайтесь, дети, в круг.
(Дети становятся в круг, берутся за руки.)
Зайчик и Лисичка. До свиданья, ребята. Мы теперь знаем, что воду нужно беречь, и обязательно расскажем об этом всем зверятам нашего леса. (Исчезают за ширмой).
Программное содержание:
Образовательная:
Познакомить детей с характерными признаками осени. С помощью проблемных ситуаций активизировать речь детей.
Развивающая:
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
Развивать речь детей, обогащать их словарь;
Воспитательная:
Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, обращать внимание на её красоту;
Воспитывать любознательность, сочувствие.
Материалы и оборудование: Красивый конверт; игрушки животных: заяц, птица, белка. Зерна пшена, капуста, морковь, орехи. Мешки для мусора, мятая газета;фланелеграф, плакат с правилами; кормушка.
Музыка: А. Вивальди “Времена года”.
Предварительная работа: -рассматривание репродукций с осенними пейзажами,
Наблюдение за осенней природой на прогулке,
- чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень,
Беседы об осени.
Предварительная работа с родителями: Алана, разучивания стихотворения про осень;
Сбор желтых листьев с родителями.
Словарная работа: Здравствуйте, доброе утро, исэнмесез, много, желтые листья, осень, осенний лес, контейнер для мусора, кормушка.
Индивидуальная работа: помочь Аделю собрать мусор, не наступая на насекомых.
Методическая литература: - «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева М. 2005
- «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Осень. Зима» Г. Лаптева 2011
Ход занятия:
Воспитатель :
Ребята, поздоровайтесь с гостями. А теперь поздоровайтесь со мной, (дети кладут свои руки на ладони воспитателя)
Доброе утро, здравствуйте.
А когда вы говорите «здравствуйте», что вы желаете друг другу?
А какие слова при встрече еще можно сказать?
Ответы детей: доброе утро, исэнмесез.
Воспитатель : - Ребята, каждое утро вас в детский сад провожает мама, а кто же вас встречает?
Ответы детей: мама, папа, бабушка.
Воспитатель : - Ребята, я сегодня утром под нашей дверью нашла конверт, посмотрите на него какой он красивый. Как вы думаете, что там внутри?
Ответы детей: бумага, листок, письмо.
Воспитатель : - Правильно, там письмо. А написал нам его Незнайка! Он пишет, что мама ему сказала, что, они пойдут гулять в осенний лес. Но Незнайка очень расстроился, ведь он не знает как себя вести в лесу. Ребята, а вы знаете как себя вести на природе?
Ответы детей: Да, знаем; нет.
Воспитатель : - А вы расскажите как вести себя на природе?
Ответы детей : Да.
Воспитатель : - Молодцы, Незнайка очень обрадуется тому, что мы ему поможем. Вы ребята расскажите как себя вести в осеннем лесу, а я запишу все, и отправлю ему письмо.
Воспитатель : Ребята, а какое сейчас время года? Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Ответы детей: Лето; Весна. Осень.
Воспитатель : Правильно наступила осень. Алан расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про осень:
Алан:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
(Начинает тихо звучать музыка А. Вивальди «Времена года»)
Воспитатель : Молодец Алан. - Ребята, я приглашаю вас в лес, и в лес не простой, а осенний лес. А как вы думаете, почему он называется осенний лес.
Ответы детей : Потому что наступила осень.
Воспитатель: Правильно, наступила осень, и поэтому мы называет его осенний лес. Давайте, все вместе скажем, какой лес?
(Дети отвечают хором): «Осенний лес»
Воспитатель: Посмотрите, как красиво в осеннем лесу. Все деревья нарядные. Все деревья стали желтыми. А как вы думаете, почему деревья стали желтыми?
Ответы детей: потому что; на них желтые листочки.
Воспитатель: Правильно, на деревьях листья, и их много (дети показывают как много). Они желтые, но на деревья можно увидеть еще и зеленые листья. Листья разные желтые, зеленые, большие и маленькие. Красиво в лесу?
Ответы детей: Да, красиво.
Воспитатель: Ребята, в лесу наступила осень. Что наступило?
Ответы детей: Правильно, осень.
Воспитатель:- Ребята, у меня есть картинки с изображением разных ситуаций, а вы определите, правильно поступают дети на природе, или нет.
Воспитатель показывает картинки. Д/И «Хорошо или плохо?».
(Младший воспитатель в это время на пол раскидывает мятую газету).
Воспитатель:- Молодцы дети, вы хорошо справились с заданием. Ребята посмотрите, на этом плакате, который висит перед нами, написаны Лесные уроки вежливости. Я сейчас их вам прочитаю, а вы внимательно послушайте. Ребята, вот видите, в лесу надо играть, веселиться.
Воспитатель: Ой, посмотрите дети, на нашем ковре раскидан мусор, мы сможем на нем играть, веселиться?
Ответы детей: Да; Нет.
Воспитатель: - А еще на наш коврик приползла гусеница, черепаха, и паук и жук. (Воспитатель сажает их на ковер). Ребята вы поможете мне собрать мусор, с ковра?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: - Спасибо. Вы должны быстро собрать мусор с ковра, и при этом не наступить на насекомых. Ребята вы же знаете, что нельзя наступать на насекомых?
Ответы детей: Да.
(Один ребенок, держит мешок для мусора, другой собирает мусор в этот мешок. Задействованы все дети).
Воспитатель : Раз, два, три – начни!
Молодцы, ребята, а сейчас высыпайте мусор, который вы собрали, в контейнер для мусора. (Высыпают в контейнер для мусора).
Воспитатель: Ребята можно мусорить в лесу, кидать бумажки, фантики на землю?
Ответы детей: Нельзя.
Воспитатель: А почему вы так думаете? А если я захочу выбросить мусор, что мне надо делать?
Ответы детей: Потому что в лесу будет грязно. Мусор надо выбрасывать в контейнеры для мусора.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Сейчас вы можете потанцевать в танец «жучков», показать, как они радуются.
МРИ «Жуки».
Музыкальное сопровождение, играет музыкальный руководитель на баяне.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень веселые жучки. А сейчас давайте мы с вами обратно вернемся в наш детский сад и накормим зверей.
Игра "Накорми зверюшек".
На одном столе - игрушки- звери, на другом - угощение. Необходимо угостить зверей.
Чем мы угостим зайчат? (Морковкой).
Чем мы угостим белочек? (Орешками).
Чем мы угостим воробья? (Зернами).
Воспитатель:
А я вам тоже приготовила сюрприз - принесла кормушку. Сейчас, на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц семечками и хлебными крошками, зернами. Потому что на улице холодает, и остается все меньше корма для птиц.
Воспитатель: Ребята вы все молодцы! Рассказали как нужно вести себя в осеннем лесу, Помогли убрать мусор на нашей полянке, Накормили зверей и птиц в лесу. Алан нам рассказал стихотворение про осень. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Вечером я возьму бумагу и ручку, и напишу письмо Незнайке, в котором напишу все, что вы мне рассказали. Незнайка прочитает его и сможет пойти с мамой на прогулку в осенний лес. Мы тоже сейчас на прогулку и повесим кормушку. Вы согласны?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Попрощайтесь с гостями.
Дети: Досвидания!
Занятие по ознакомлению с природой в первой младшей группе детского сада, тема: «Мир живой природы. Прогулка по лесной полянке»
Задачи:
Продолжать приобщать детей к народной поэзии; развивать мелкую моторику и руку ребенка на материале детского фольклора; учить детей сопровождать свой показ выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами; учить эмоциональной речи; уточнить яркие особенности зверей, насекомых, земноводной лягушки, деревьев; создать хороший настрой, радость общения со сверстниками.
Материал:
Домик, кукла Катя, деревья (ель, рябина, береза), игрушки (заяц, волк, лиса), сделанные из бумаги на жесткой проволоке бабочка и пчела.
Предварительная работа:
Заучивание потешей и песенок в утренние часы приема, использование в утренних гимнастиках, на занятиях; наблюдения за деревьями на прогулках, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
В группе, перед кукольным уголком поставлен домик, в окошечко видна кукла Катя.
На противоположной стороне расставлены деревья: ель, береза, рябина. За деревьями приготовлены игрушки: заяц, волк, лиса, лягушка, пчелка, бабочка.
Дети и воспитатель стоят по середине группы.
За морями,
(взмахнуть правой рукой четко вправо)
За горами,
(взмахнуть левой рукой четко влево)
За железными
(правую руку согнуть в локте над головой)
Столбами
(строить крышу теремка: левую руку согнуть в локте, пальцы обеих рук соединить – крыша)
На пригорке – теремок,
на дверях висит замок.
ты за ключиком иди
(выглядывать из теремка)
И замочек отомкни.
(руки через стороны опустить вниз)
Воспитатель:
Кто же в тереме живет? А вот кто! (выносит куклу Катю)
Катя, Катя маленька,
- Катенька удаленька.
- пройди, Катя, горенкой;
- топни, Катя, ноженькой.
Воспитатель:
Решила Катя пойти в лес погулять.
(ведет детей к елочке, куклу усаживает на стул)
Во сыром бору ёлонька,
(встать прямо, прямые и жесткие руки внизу чуть развести в стороны)
Под елонькой травонька,
(наклонившись и расставив ноги пошире, кистями «гладить травку» из стороны в сторону)
На травоньке тропонь,
на тропоньке идет Катенька,
(идти по кругу)
По ельнечку, по березничку,
(топающий шаг)
По часту леску, по орешнечку.
(воспитатель берет куклу и подходит вместе с детьми к рябине)
Ветер пышет, ветер пышет,
он рябинушку колышет.
(покачивать руками над головой)
Воспитатель:
Посмотрите, какая красивая бабочка сидит на рябинушке!»
Бабочка-коробочка, полети на облачко,
там твои детки на березовой ветки.
(положить кисть одной руки на запястье другой; поднимая руки вверх и вниз, то в одну сторону, то в другую, помахивая кистями)
Воспитатель:
(берет куклу и бабочку)
Побежала Катенька за бабочкой, а бабочка на березку села. Присела и Катенька отдохнуть, да вспомнила песенку про березку.
Во поле березка стояла,
(поднять руки вперед и вверх)
Во поле кудрявая стояла.
(развести руки чуть в стороны, оставляя их вверху)
Люли-люли стояла,
люли-люли стояла.
(качать руками над головой)
Некому березу заломати,
некому кудряву заломати,
(развести руки чуть в стороны, пожимая плечами)
Люли-люли заломати,
люли-люли заломати.
(руки в замке, имитация движения «рубить дерево»)
Я пойду березу заломаю,
я пойду кудряву заломаю,
(идти по кругу)
Люли-люли замолаю,
люли-люли заломаю.
(имитация движения «рубить дерево»)
Воспитатель:
А кто же это там за дерево спрятался? Летом - серый, а зимой - белый. Конечно же это Заинька.
Воспитатель берет зайца и сажает его по середине группы вместе с куклой на стул. Дети встают в круг.
Вышла Катя на лужок,
(дети стоят по кругу)
Заглянула под кусток,
(дети наклоняются вперед)
Увидала зайчика,
поманила пальчиком
(дети «манят» зайчика)
Зайка, зайка, попляши,
твои лапки хороши.
(«фонарики»)
Стал наш заинька плясать,
нашу Катю забавлять.
(руки на поясе, выставление ног вперед на пятку)
Воспитатель достает волка: «Вдруг из леса бежит серый, лохматый».
Волк-волчек, шерстяной бочек,
через ельник бежал, в можжевельник попал,
(дети бегут широким шагом)
Зацепился хвостом,
ночевал под кустом.
(присаживаются, а потом ложатся)
Воспитатель:
Нагулялась Катя, решила пойти домой отдохнуть (воспитатель относит куклу в домик).
Вопросы в конце занятия к детям:
Кого встретила кукла Катя в лесу? (по ходу ответов, уточняются яркие особенности зверей, насекомых, земноводной лягушки).
Мимо каких деревьев проходила Катя? (во время ответов уточняются особенности деревьев).
В ходе обобщающей беседы воспитатель обращает внимание на поэтические слова, описывающие тот или иной образ.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела