Игра как средство воспитания детей. Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей Игра как средство обучения воспитания детей

В педагогической теории игры особое внимание уделя­ется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором фор­мируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью вооб­ражения, состоит в том, что у ребенка развиваются потреб­ность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло - кос­мическая ракета, плюшевый пингвинчик - отважный путе­шественник).

Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ре­бенок не просто примеряет к себе профессию и особеннос­ти чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Однако не следует думать, что в любой игре приобрете­ния ребенка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя - властно командует детьми, по­крикивает на своего мужа. Если мы сравним чувства, испытываемые в играх «мамами», действия и способы обще­ния, в которых они упражняются, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании харак­тера, отношения к окружающей жизни.

В многочисленных пси­хологических и педагогических исследованиях убедитель­но доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрос­лых, чтобы игра стала его первой «школой», средством вос­питания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игруш­ка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руко­водстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значе­ние для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).

В играх развиваются творческие способности ребенка, которые проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек - поделок, элементов костюма.


Таким образом, воспитательные возможности всех ви­дов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, про­сто неосторожным словом.

Игра как форма организации жизни и дея­тельности детей дошкольного возраста

Одним из положений педагогической теории игры явля­ется признание игры как формы организации жизни и дея­тельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь де­тей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, пре­имущественно дидактических и подвиж­ных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в дет­ском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П.Усовой. По мнению А. П.Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать про­исходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом про­цессе организующую функцию, воспитателю нужно хоро­шо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесооб­разно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь зас­тенчивого Сережу в подвижную игру; попросить Сашу объяснить новичку Диме игру «Танграм»).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые мож­но решать с ее помощью, уровня сформированности у де­тей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Так, новую дидактическую игру он объяснит и сам поиграет с детьми: сначала в роли ведущего, а затем - «ря­дового» партнера; увидев, что игра в «семью» зашла в ту­пик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в го­сти издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет иг­рать белыми, а кто черными шашками, напомнит о существовании жеребьевки и т.д.

Однако, направляя игру в русло решения воспитатель­но-образовательных задач, всегда следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность до­школьника. В игре ребенок обладает возможностью про­являть самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игруш­ки и предметы, партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра по­зволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно ис­пользовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигна­лу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, зами­рают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конф­ликта, возникшего между играющими, установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ма­лыш стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается спо­собным уступить игрушку, взять на себя не очень привле­кательную роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низ­ким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реаль­ных отношений у детей формируются (или не формиру­ются) качества «общественности» (А. П. Усова): способ­ность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнера­ми, подчиняться общественному мнению. Иными слова­ми, качества «общественности» позволяют ребенку успеш­но взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыка­ми общественного поведения. А. П. Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооцен­ки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования об­щественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчи­вые, агрессивные, мало активные, с нарушениями речи и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольни­ков без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельными, формировать умения, которые реаль­но обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В настоящее время во мно­гих дошкольных учреждениях складывается тенденция к ис­пользованию времени, отведенного на игры, для каких-либо занятий, репетиций, что недопустимо. В режиме дня обяза­тельно должно быть время (до утренней гимнастики, на про­гулке, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Например, можно ввести детей в игровую ситуацию «Научим новенького», где в роли новенького может выступать медве­жонок или кукла. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать. В форме игры проводятся многие занятия (занятие лепкой проводится в форме игры «Гончарная мастерская», для обобщения знаний о диких животных - игра-занятие «Экскурсия по зоопарку»), что повышает их эффективность.

Воспитательно-образовательные возможности игры воз­растают, если она органически соединена с каким-либо дру­гим видом деятельности. Наиболее целесообразно связы­вать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради), по-дру­гому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью вос­питателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса у автомобиля, пришить лапу мишке).

Уже в возрасте 2-3 лет детям прививают привычку под­держивать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл - убери игрушки на место», привлека­ют к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бе­режно относиться к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе или косвенному предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, сти­рают кукольную одежду, чистят мягкие игрушки.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации вигре.

Дребезова Зоя
Игра как важное средство воспитания дошкольников

«Игра не пустая забава . Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В. Менджерицкая

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим и наиболее естественным видом деятельности, важным условием полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического развития, его социализации в обществе.

Детские игры вообще - это единственный естественный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно они являются прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т. е. словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением. Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях. Наблюдения за детской игрой, тем не менее, показывают, что игра хоть и доставляет ребенку удовольствие, но он отображает в ней не всегда приятные чувства и переживания : дочка – кукла капризничает, мама сердится, шлепает ее, дочка плачет; на даче мама уговаривает свою дочку : тебе скучно без меня, не плачь, я буду каждый день приезжать. Тоска по маме, капризы дочки и огорчения мамы взяты ребенком из своего опыта, своих переживаний, которые с большой искренностью обнаруживаются в игре.

Наиболее важные функции игры :

1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения , которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие . Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей .

2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников .

4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников .

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

Руководствуясь народной мудростью о том, что "детей легче воспитывать , чем перевоспитывать " и "начинать воспитывать нужно тогда , когда ребенок еще поперек кровати лежит", нужно всегда заботиться о том, что, как и с кем делает ваш ребенок. А чтобы направлять его на позитивные мысли и хорошие поступки, целесообразно большее внимание уделять играм нравственного содержания : они могут быть как подвижными, скажем, днем, так и достаточно спокойными - перед сном.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том , чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.

«Любите детство : поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир».

Ж. -Ж. Руссо

Публикации по теме:

Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников «Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников» МБДОУ «ДС ОВ «Белочка» г. Тарко – Сале Инструктор по физической.

Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к.

Игра как средство экологического воспитания. Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребёнка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 «Чебурашка» муниципального образования город-курорт Анапа.

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники,.

Обобщение педагогического опыта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Сегодня как никогда, широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.

В последние годы был сделан серьёзный поворот к общечеловеческим ценностям, к самооценке каждого ребёнка. Свидетельством тому удивительный документ нашей эпохи «Конвенция о правах ребёнка», в которой сказано, что государство признаёт право ребёнка на отдых и досуг, право участия детей в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Но далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым методам воспитания относится игра.

Современная отечественная практика детоведения робко включает феномен игры во внеучебный процесс, слабо использует богатейший потенциал игры в целях расширения поля детскости и создания условий духовного комфорта жизни детей. В результате чего традиционные формы досугово-игровой деятельности народа. Сложившиеся в культурах прошлого, практически выродились, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчуждённость людей, жестокость. Нет необходимости доказывать, у многих школьников проявляются потребительские способы выбора друзей, занятий, развлечений, игр.

В связи с актуальностью данной проблемы была определена тема выпускной квалификационной работы: «Влияние игры как метода воспитания на развитие волевых качеств у младших школьников».

Объект исследования: процесс воспитания школьников.

Предмет исследования: процесс формирования волевых качеств у младших школьников с помощью использования игры как метода воспитания.

Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние игры как метода воспитания на формирование волевых качеств у младших школьников.

В ходе написания дипломной работы была выдвинута гипотеза: если в процессе воспитания у младших школьников в системе использовать игру, т у них будет более успешно происходить формирование волевых качеств, так как развивая привычку к волевому действию, создаётся почва для произвольного поведения вне игровой деятельности, что приводит к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1 Дать теоретическое обоснование игре как методу воспитания.

2 Изучить проблему формирования волевых качеств в психологии особенности их развития у младших школьников.

3 Исследовать опыт работы учителей по применению игры в воспитательной работы с младшими школьниками.

4 Доказать необходимость использования игры как метода воспитания на формирование волевых качеств у младших школьников.

Для решения выдвинутых задач использовались следующие методы исследования:

· анализ и синтез психолого-педагогической и методической

литературы;

· педагогический эксперимент (констатирующий. Формирующий и контрольный);

· педагогическое наблюдение;

· сравнение;

· обобщение.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о возможностях использования игры как метода воспитания на формирование волевых качеств у младших школьников.

Практическая значимость работы состоит в том, что систематическое использование игры в воспитательной работе позволяет формировать у школьников волевые качества.

В основу написания дипломной работы были положены труды Шмакова С.А., Селиванова В.С., Михаленко Н.Я., Аникеевой Н.А. и других педагогов.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, глоссария, списка литературных источников, приложения.

1. Игра как метод воспитания

1.1 Понятие о «методе воспитания»

В педагогике да настоящего времени нет единой трактовки «метода воспитания». В одном из ранее издаваемых учебников находим: «Под методом… воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков, юношей творческими моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» Как видим, понятие «метода» в этом определение смешивается с понятием средства, чем вряд ли можно согласиться .

В другом пособии «метод воспитания» определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и это определение является слишком общим и не делает ясным данное понятие. Чтобы подойти к более правильному осмыслению понятия «метода воспитания», вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это относится и к формированию отношений как предмету воспитания. Так, для формирования таких социальных отношений, как мировоззрение и общественная направленность личности, необходимо включить её в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в познавательной и практической деятельности формируется патриотизм, трудолюбие и другие качества. Всё это требует от педагога владения способами и приёмами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия «метода воспитания».

Для формирования отношений существенным является то, что педагог, организуя деятельность учащихся, умело бы использовал такие способы и приёмы воспитания, которые стимулировали бы их стремление к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознания, совершенствованию поведения и волевой сферы, и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Например, воспитывая дисциплинированность нужно разъяснять учащимися нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдать. С этой целью используются также положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Всё это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияния на их поведение.

Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся и тактичное осуждений нарушений норм и правил поведения. Подобную корректирующую роль выполняют также требования педагога, контроль за поведением учащихся и переключение их ан другие виды деятельности.

Под «методом воспитания» следует понимать те специфические способы и приёмы воспитательной работы, которые используются для организации разнообразной деятельности учащихся и переключение их на другие виды деятельности.

Итак, метод воспитания младших школьников - это сложный комплекс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. При его помощи осуществляется целенаправленное формирование личности школьника в процессе организованного воспитания.

2. Психолого-педагогический аспект игры как метода воспитания

игра воспитание школьник воля

2.1 Понятие об «игре»

Одним из методов воспитания детей является игра. Существуют различные трактовки данного понятия. Приведём некоторые из них.

Игра - это свобода. В играх ребёнок совершенно свободен и уже поэтому копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто своё, самобытное .

Игра - понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экологические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов.

В русском языке понятие «игра» («игрища») встречается ещё в Лаврентьевской летописи, где говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи, северяне), которые «браци на бываху в них, но игрища межюселы. Схожахуся не игрища, на плясанья и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе». В «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» игры трактуются как свободные упражнения духа и тела, без особых усилий, для препровождения времени и отдохновения, без серьёзной цели.

В «Большой энциклопедии» даётся такое толкование игры: «… игра -занятие, не имеющие практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте). Наиболее подробно понятие «игра», «играть» даёт В. Даль - русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра… то, чем и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». У него здесь же: «Играть, игрывать… шутить, тешится, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься, чем для забавы, от скуки, безделия.» говоря о природности игры, В. Даль широко трактует её распространение: «Волна играет, плещется», «Румянец играет в лице», «Солнце играет на пасху», «Игра не стоит свеч» и т.д. у него же встречается редкое понятие - «играние».

«Малый толковый словарь русского языка» трактует игру следующим образом: «Игра… занятие, служащее для развлечения. Отдыха, соревнования… комплект предметов для такого занятия. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами) проводимое по установленным правилам до определённого момента, считающегося его концом… Массовые соревнования по многим видам спорта… Действия, преследующие тайную цель, интрига». «Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так «Игра - один из видов деятельности человека и животных… Детская игра - исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

В латинском языке понятие «игра» - paideid, что использует Платон в своих рассуждениях. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить играя, дабы «снискать к себе личность богов и прожить согласно свойствам своей природы». Он пишет: «… любое юное существо не может сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают и скачут. То находят удовольствие, например, в плясках и играх, то кричат на все голоса. У остальных живых существ нет ощущения нестройности или стройности в движениях, требующей гармонии и ритма. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряжённое с удовольствием».

По Платону, игра - свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, он источник удовольствия.

«Современный словарь по педагогике» (2001) даёт такое определение: «Игра - форма деятельности в условленных ситуациях, направляющаяся на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Русский педагог Н.В. Щелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувство действительности и жизненной правды выражается во играх ребёнка. Он пишет: «Игра ребёнка - его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребёнка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений; у него их довольно только для игры».

Приведём ещё одно уточняющее определение понятия игровой деятельности, данное О.С. Газманом: «Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, от удовольствия проявления физических и духовных сил».

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является действительностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создаёт тренинг для основы развития ребёнка. Новационное же идёт от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы ребёнок верил или не верил во всё, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за рамки игры. Эти противоречия и сохраняют целостность феномена игры. Уже потому игры для детей не следует сводить к условным рефлексам. Они - результат их творческой энергии, социальной неудовлетворенности и социальной активности. Рефлексивные отображения практики взрослых, скорее, подражательны.

Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Главное значение игры, по мнению Макаренко, нести детям радость, «зазор». По его утверждениям, бодрый. Целеустремлённый, жизнерадостный игровой стиль детской жизни есть непременное условие здорового развития отдельного ребёнка и коллектива детей. Макаренко принадлежит мысль о том, что воспоминание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Так что же такое игра?

В обыденном сознании людей игра до сих пор остаётся легковерной забавой, досужим развлечением, делом не очень важным и не очень серьёзным, второстепенным.

Психолог Джордж Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самость», собирая ребёнком своего «Я».

Таким образом, игра - наиважнейшая сфера «самости» ребёнка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.

Игра - выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества, фактор социализации личности. Детская игра - гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ.

Игра - совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, познание и открытие его и нахождение своего места в нем.

2.2 Значение игры в работе с детьми

«Делу время - потехе час», - гласит мудрая народная поговорка. Ребята привыкли отдавать свой досуг весёлым развлечениям, развлекательным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребёнок, подросток, для которого игры - это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд. Хорошая игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, то есть на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает их согласованным действиям, к точности и, своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. В игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или игровое соревнование, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, выдержка, воля к победе - всё то, без чего не мыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет и всякого плодотворного труда .

Подвижные игры, проводимы на воздухе, укрепляют здоровье детей, развивают организм. Познавательные игры расширяют кругозор детей, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к разным областям науки, техники, искусства.

Ещё большое значение приобретает игра в деятельности детского коллектива, где момент активности, стремление школьника своими усилиями поддержать коллектив играют решающую роль.

2.3 Воспитательная и развивающая функции игры

Анализ психолого-педагогической литературы по теории игры позволяет представить спектр её назначений для развития и самореализации детей в их суверенной деятельности, отражающей многообразие окружающего мира и богатства человеческих отношений.

Назначение игры идёт от запросов социально практики, от психофизиологических потребностей растущего ребёнка редуцирования человеческой деятельности им. Функция игры - её разнообразная полезность. У каждого вида игры есть своя полезность. Существует игра-труд, игра-искусство, игра-праздник, игра-загадка, игра-тренинг, игра-развлечение и другие. Существует игра, синтезирующая в себе много из названного. В любом случае она есть свободное проявление разнообразных влечений индивида.

Воспитательный потенциал игры исследован достаточно полно. Отмечается её роль в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физическом развитии ребёнка, в приобретении опыта нравственного поведения, в формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнёрство, совместимость), в развитии чувства юмора и др.

Назовём наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

Социокультурное назначение игры;

Функция межнациональной коммуникации;

Функция самореализации ребёнка в игре как полигоне человеческой практики;

Коммуникативная функция игры;

Диагностическая функция игры;

Игротерапевтическая функция игры;

Функция коррекции в игре;

Развлекательная функция игры;

Рассмотрим кратко эти функции.

Социокультурное назначение игры.Игра - сложнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников так и стихийные, спонтанные процессы, влияние на формирование ребёнка. Социальное назначение игры может означать синтез усвоения ребёнком богатства культуры, потенций воспитания и формирование его как личности, позволяющей ребёнку функционировать в качестве полноправного члена детства или взрослого коллектива. Процесс социализации ребёнка в игре не сводится лишь к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает все совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредственных. Сошлёмся на позицию В.А. Сухомлинского: «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка… Без сказки, без игры воображения ребёнка не может жить… в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Игра своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальной игры в том, что она формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры, стереотипы поведения в человеческих общностях.

Так, русские люди предпочитают силовые многоборья, игры, демонстрирующие удаль как некий протест против длительных традиций принуждения и запретов. Игры помогают людям разных национальностей хранить наиболее привлекательные черты характера, хранить и развлекать их. В играх утверждаются и межпоколенные связи.

Функция межнациональной коммуникации.Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны, и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Межнациональны потому, что у них единая родочеловеческая основа, именно поэтому они сближают. Одни и те же по содержанию и правилам игры, хотя и называемые по-другому у людей разных национальностей. Рождены в разных концах Земли едиными социально-культурными истоками и причинами. Например, прятки основаны на инстинкте самосохранения; ловушки, догонялки - на рефлексах двигательности. Но и компромиссы, и конфликты - элементы гражданского мышления и поведения детей. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. В огромной гамме чувствования. Ребёнок учится в игре сенсибилизации, готовится и «созревает» для решения различных жизненных проблем. В разных странах у детей это реализуется практически одинаково. Значит, игры хранят этнокультуры, они мировой банк вечных духовных ценностей. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.

Функция самореализации ребёнка в игре как полигоне человеческой практики.Это одна из основных функций игры. Реализация - осуществление какого-либо плана, намерения, исполнение желаний самим индивидом. Для ребёнка игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ребёнку важен сам процесс игры, а не её результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. Игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребёнка, с другой - выявить недостаточность опыта. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию для того, чтобы раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы у ребёнка и моделировать их снятие. Практически во всех детских играх выражена сущность объективной действительности и жизненной правды. Материал для игр дети приобретают только из окружающего мира. Для действительной жизни у ребёнка в период детства слишком мало душевного материала, мало опыта, недостаточно сложившихся представлений, но он хочет жить активно и деятельно. Игра становится его жизнью, и он в этой жизни личность свободная, самостоятельная, живущая полной детской и неполной взрослой жизнью.

Коммуникативная функция игры. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребёнка в реальный контекст, сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютна необходима общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний.

Любое игровое общество (кратковременное и долговременное) - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Дети в игре сходятся быстро, и любой её участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива (группы, команды), ребёнок берёт на себя ряд моральных обязательств перед партнёрами. Часть этих обязательств заложена в её правилах, часть находится вне. Коммуникативное общение детей - важнейшая проблема педагогики. Но это общение включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимания и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контактность. Желание действовать сообща, быть среди сверстников рождает такую общность.

Если игра есть форма общения людей (Каган), тем более детей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступокникакой игры между детьми быть не может. Игра - победа товарищеского сознания.

Многие игры детей, подростков и юношей отличаются прежде всего коллективным характером. Реже бывают единичным актом и потому от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. Коммуникативные связи игры - досуга очеловечены культурой и носят ярко выраженный характер. Стало быть игра - досуг заключает в себе известное начало общности - диалекту общения, её вне генетические формы социальных связей, социальных ситуаций совместимости, совокупности, контактности. Общение, рождающееся в игре - досуге, обуславливает становление, развитие разных актов культуры. Игры формируют в ребёнке и сохраняют у взрослого человека такие привлекательные социальные черты, как обаяние, непосредственность, общительность. В игровой деятельности детей существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими.

Диагностическая функция игры. Диагностика- способность распознавать, процесс постановки диагноза. Диагноз - определение не только существа и особенностей болезни, но и отклонение в поведении ребёнка и вместе с тем в нормальном поведении. Игра обладает предсказательностью, он диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимальности проявления (физические силы, интеллект, творчество). Во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».

Игра диагностична, и уже потому она есть «зона ближайшего развития». Поскольку игровая деятельность представляет произвольное, обобщённое воспроизведение действительности и является внеутилитарной по своему характеру, она для ребёнка привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий. Ребёнок сам в игре проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Для этого ему необходимо знать себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности. Огромное количество игр построено на интриге «Познай себя». «Проверь себя». Для педагогов и воспитателей игра - законный и наиболее удобный метод диагностики детей ещё и потому, что игра - форма их поисково-экспериментального поведения.

Игротерапевтическая функция игры. Особую роль выполняет игра как средство терапии по отношению к больным детям и детям, имеющим неклинические отклонения в здоровье. Лечение игрой - серьёзной перспектива лечебной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении. Дети сами прибегают в игре как психотерапевтическому средству. К примеру, считалки, дразнилки, страшилки являются трансляторами, с другой стороны, мощным средством игротерапии. Игра стимулирует в ребёнке органы, ранее воздействующее, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Природа специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы играя, развивать жизненно важные органы и функции.

В настоящее время разработаны игровые психотерапевтические тренинги, специально развивающие, уравновешиващие игры, рукоигры. Для больных детей разрабатываются «поющие кровати», куклы, которые умеют всё делать, игрушки, восстанавливающие многие нарушения здоровья. К игротерапевтической функции близко примыкает функция коррекционная.

Функция коррекции в игре.В ряду важнейших функций игры выступает и её психокоррегирующая функции. Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида.

Психологи первыми посмотрели на игру, ка на средство проявления, раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, распознания правильности развития его психических процессов и нравственных качеств. Они первыми признали игру как метод познания ребёнка и как метод коррекции психического развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.И. Захаров) .

Поскольку основным значением игры является подготовка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребёнка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами.

Игра закрепляет приобретённые способности как внеситуативные. Переход от индивидуальной жизнедеятельности к социально-ориентированной происходит потому, что детские взаимоотношения возникают в процессе самой деятельности и разыгрываются в связи с ней, когда один ребёнок начинает в качестве предмета потребности рассматривать товарища-партнёра. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и своих партнёров, если процесс и цель объединяют детей, создают условия согласованности действий. Сам механизм коррекции необходим в практике уже потому, что, к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, агрессивность и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения, важные формы воздействия в группе.

Кроме того, в связи с социальным напряжением в обществе, конфликтами в семье, экономическими проблемами резко увеличилось количество детей с лёгкими задержками психического развития, нарушениями характера, неврозами и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на грани здоровья и психической болезни (пограничные нарушения). Дети с такими нарушениями воспитываются в обычных детских школах, значит, их наставники должны владеть приёмами психопрофилактической коррекции. Поэтому коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справится с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Использование игры как средство психокоррекции необходимо чаще применять в работе не только с аномальными детьми, но и с нормальными, в играх с которыми эта функция используется слабо.

Развлекательная функция. Объективно - это основная функция игры. Развлечь - означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким-либо потребностям, опосредованно приобретённым индивидуальным опытом; развлечь - это, во-вторых, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести индивида на занятия, которые способны охватить его целиком. Развлечение - это влечение к разнообразному. Поскольку влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную потребность субъекта, развлекательная функция игры связана с созданием комфорта, благоприятно атмосферы, то есть стабилизация личности, реализация уровней её притязаний. Влечение в играх - явление переходящее, поскольку представленные в нём потребности могут угасать, могут осознаваться, превращаясь в конкретные желания, намерения, установки к действию.

Игра - это единственная деятельность, которая выводит ребёнка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра - стратегически - тонко организованное культурное пространство развлечений ребёнка, в котором он идёт от развлечения к развитию. Развлечение в играх - это поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Раскрепощение гармонических начал досуга идёт в двух направлениях. Первое отражает освоение ребёнком окружающего мира - игровой деятельности, её разновидностей. Второе - оценка себя, отношение к самому себе в сфере игры как таковой. На стыке этих направлений рождается самотворчество, проявлений творческих дарований детей весь ансамбль неформальных отношений, которые Карл Маркс называл сущностью человека.

Таким образом, воспитатель должен знать воспитательные и развивающие функции той или иной игры.

2.4 Структура игры

2.4.1 Подход. Совокупность устойчивых связей

Любая игра не аморфна и не эфемерна. Реальную основу игры образует деятельность ребёнка, которая осуществляется в природе и с данным ею мастерством. У игры свой универсум, своя природа, значит своё строение, совокупность устойчивых связей, обеспечивающих её целостность, тождественность самой себя, взаиморасположение и связь составных частей, элементов игрового действия, операций, процедур, то есть своя структура. Поскольку игра социальна по своим мотивам, происхождению, функциям, она социальна по содержанию и структуре. В ней в целом отсутствует подчинённость практическим обстоятельствам, требованиям и задачам обыденной жизни, но потребность воздействовать на внешний мир сохраняется. Дети стремятся ассимилировать все имеющиеся в окружающем мире возможности, соподчинить их к себе. Понять природу игры - «значит понять природу детства», совокупность его важнейших свойств. Законы, правила, элементы игры проявляются как бы вне принятых норм человеческого разума, истины, долга. Игра многомерна. Она - деятельность и познание, развлечение и творчество, подражание и общение, отдых и тренинг. Игра всегда художественный образ и драматургическое действие, то есть некая фабула, интрига, диалоги, монологи, движения, действия и атрибутика. Игра - особый вид деятельности ребёнка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющей своё специфическое содержание и строение - особый предмет, мотивы деятельности и особую систему действий в рамках её структурности. В качестве основных структурных единиц обычно выделяют воображаемую ситуацию, роль и реализующие её игровые действия… Современная психология к структуре игры относит: роли, взяты на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими.

Предложим к осмыслению иной набор слагаемых детской игры.

Отсутствие материальных результатов. Детская игра не создаёт

Ценностей в наряжённое притяжение; ассоциации; непредсказуемость результатов - всё это практически не существующее в неигровой практике. Таким образом, первое слагаемое игры - наслаждение процессом инобытия, процессом игрового действия, возвышение переживания, испытываемые при этом удовольствии. Это главный тезаурус игры.

Содержание и сюжет игры. Содержание - то, что игра отражает, то что воспроизводит ребёнок в качестве центрального характерного момента. Игры чаще всего систематизируют по их содержательному признаку. Содержание игры отражает ту или иную сторону жизни людей или животных, сюжет отражает воспроизводимую действительность. Сюжет - компонент преимущественно ролевых игр, но и у игр с готовыми правилами есть свои сюжеты. Поскольку детство всегда находится на рубежах прошлого, настоящего и будущего, сюжеты игр черпаются детьми из социальной практики, истории, фантастики. Ценность игры - вечная новизна её сюжетов, сдвиги реальности по отношению к мироощущениям участников игры. Дети играют в человеческий быт охотнее всего («в магазин», «в дочки-матери», «в дом»), в профессии, которые их привлекают («в пожарников», «в больницу»), в искусство («в цирк», «в театр»), в путешествия, в войну и т.д. Дети могут в своих играх реализовать даже сюжеты катастроф и катаклизмов. Сюжеты детских игр - это отражение бесконечных сюжетов жизни.

Воображаемая ситуация. Исследователи игры разных

Психологических направлений в качестве одного из самых характерных признаков игры детей указывают на создание воображаемой ситуации. Воображение - способность фантазировать, придумывать, мысленно представлять что-либо, делать выбор и построение образа, средств и конечного результата предметной деятельности. Воображение - создание программы игрового поведения. Для ребёнка ценность воображения заключается в том, что оно позволяет ему принимать решения при отсутствии жизненных знаний. Ситуация - положение, обстановка, совокупность обстоятельств или сочетание, необходимость условий. Воображение - критерий любой игры. Воображаемая ситуация как структурный элемент игры есть её замысел и вымысел, то есть главная выдумка игры, то, что создано воображением и фантазий индивида. Но в этом парадокс игры.

Воображаемая ситуация присутствует во всех ролевых играх, играх-грёзах, играх-театрализациях и в более свёрнутом или элементном виде в играх с готовыми правилами, особенно в интеллектуальных играх. Воображаемая ситуация - вымысел игры. Вымысел в игре - её выдумки, то есть изобретение, игровые затеи. Наличие правил не отрицает вымысел, наоборот, даёт ему пищу. Ребёнок не обманывает своими вымыслами, выдумками. Он или свободно оперирует в игре, как вольными фантазиями, делая вид, что верит в них. Все игровые «как будто бы», «понарошку» отражают соответствия между реальными объектами и их эквивалентности. В этом и заключается процесс символизации. В основе замысла и жизненных впечатлений, наблюдений, образ предшествующего опыта. Выдумка - от глаголов «думать», «придумывать». Вымысел - от глагола «мыслить». Компонент игры непростое подражание, хотя у детей подражание в игре - её основное правило, а осмысленное, избирательное подражание, соответствующее фабуле игры. Вымысел в игре почти всегда амбивалентен, с одной стороны, подражанию реальности, с другой - её фантастическому осмыслению.

Правила игры - это не положения, в которых отражается сущность игры, соотношения всех компонентов. Правила игры есть негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры. Правила - образ игры, её интрига, её нравственный и эстетический кодекс. Казалось бы. Игра свободна от неигровых условий жизни, и вместе с тем она им подражает, вводя в свою структуру более жёсткие, чем те, что приняты в обычной жизни. Дети предъявляют к себе добровольно эти требования - правила. Если они не выполняются, игра не складывается. Если они монотонны и скучны, игра теряет свою привлекательность. Если правила слишком просты или слишком сложны, она становится для ребят неинтересна. Являясь деятельностью, свободной от каких-либо ограничений, игра даёт возможность модернизовать правила, подгонять «под себя», что играющие постоянно и делают. Абсолютное подчинение правилам может привести к упразднению игры таковой. Если они восстанавливают принуждения и ограничения в сфере детского суверенитета.

Игра теряет игровой характер или утрачивает его, если её функциональное содержание подчиняется лишь деятельности, которую игра воспроизводит, а не отражает чисто детские досуговые интересы, уничтожает свободные прорывы и связанные с ними удовольствия. Дети способны «обходить» правила игры, как они говорят: «мухлевать», обманывать партнёров ради успеха. И это плутовство, скорее доказательство сущности игры, её отличия от реальной жизни, ибо достижение в ней всё-таки чисто символическое. Правила и «технология» многих игр отрабатывались, отшлифовывались веками, достигая художественного совершенства. Отдельные образцы игр по уровню выразительности можно сравнивать с высочайшими образцами музыкального и поэтического искусства. В области игр народной мудростью создано бесконечное количество вариаций, соответствующих возрастам, полам, индивидуальностям, темпераментам, характерам, национальностям. Менять правила игры следует осторожно именно потому, что создавались они в течение тысячелетий.

Игровые действия (операции). Игра служит ребёнку формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Её побудителем является потребность в деятельности, действиях, и источником - инстинкты, подражания и опыт.

Действия в игре - это разнообразные двигательные реалии, приспособленные либо к игровым аксессуарам, игрушкам. Игра - всегда реальное действие и подобие настоящего времени. Действие рождает поступок. Игра - всегда поступок. Продуктивную игровую деятельность можно охарактеризовать наличием следующих элементов: задачи, материала, средств, действий, продуктов.

Внешняя задача игры - непредсказуемость результата. Обязательный выигрыш, личный или групповой успех, наслаждение процессом игры. Внутренняя задача - алгоритм повторения игровых ситуации, приносящих длительно удовлетворение и радость. Материал игры - игропрактика.

Средства игры - пространство, речь, аксессуары. Игровое пространство, в котором протекают все игровые действия, определяются её правилами. Язык участников игры продиктован её сюжетом. Средства игры заложены в фабуле игры.

Сюжет игры определяет последовательность действий, их динамику. Действия в игре и есть её процесс, её игротехническая рефлексия. Отличительной особенностью игры является сочетание повторения и неожиданности. Повторность и свойственна форме, правилу, мысли, любому элементу игры.

Риск как действие, направленное на привлекательную цель игры, достижение, которой сопряжено с неопределённостью, даже возможной опасностью, угрозой неуспеха, сопутствие многим детским играм. Дети во многих играх действуют часто в условиях экстремальных ситуаций, благодаря чему обнажаются, и проверяется «ресурсы» их риска: смелость, решительность, упорство, упрямство и т.п. Если риск рождает успех, у ребёнка появляется уверенность в своих силах. Благодаря риску ребёнок учится в игре доверять самому себе, понимать, что он может сделать, а что пока нет, что он принимает в окружающем мире, а что в нём отвергает. Рискуя в своих играх, дети всегда больше получают, чем теряют. С одной стороны, риск - надежда на достижение, вера в успех, с другой - выбор оптимального решения. Игра всегда привлекательна неизвестностью результата.

Выигрыш. Выигрыш - постоянная единица структуры любой игры.

Буквально выигрыш - победа в игре, состязании. Он вне материальная польза, выгода, достижение, преимущество, удача. Детей необходимо готовить к удаче. Игра почти состязательна - с соперником или даже с самим собой. Состязательность нацеливает на выигрыш хотя и не всегда.

Игры обычно позволяют кому-либо из её участников использовать максимально свои силы, опыт, мастерство для достижения цели. Выигрыш в игре имеет разнообразные формы и способы:

Наибольшее число вариантов решения задач, количество очков,

Баллов, голов, выигранных партий и т.п. Выигрыш - показатель достижения в чём-то;

Как вариант, наибольшее число «осаленных», «выбитых»

соперников в игре;

Наименьшая затрата времени на выполнение целей задачи той или иной игры;

Прохождение дистанции поля игры с препятствием. Здесь критерии таковы: время, ловкость, отсутствие ошибок;

Точность и мастерство попадания мячом, битой, палкой, шайбой в какую-то цель.

Общая формула мотивации игры не выигрывать, а просто играть.

2.4.2 Игровая роль

Игра - мощнейшее средство социализации ребёнка. Возникающие роли в сфере детского досуга, т.е. уподобление ребёнком себя другому индивиду, изучено, с точки зрения педагогов, пока ещё недостаточно. Индивид в игре выступает в разных ипостасях, три из них выражаются наиболее выпукло: первая роль имеет «личностную окраску» («посмотрите, какой я!»); вторая роль - принятие на себя чужой, наверняка симпатичной ребёнку лика другого человека («посмотрите, какой он!»); третья роль отражает способ деятельности, вживание в неё («посмотрите, как прекрасны стихи, музыка, дело, которое я выполняю!»). На первом плане в игре оказываются обощённо-образное, эмоциональное отражение действительности через роли, которые выполняет ребёнок. Основу их в развитой игре составляют отношения меду людьми, самовыражения людей в деятельности. На исполнение игровой роли, её раскрытие, освоение влияют типы поведения учащихся.

Первый тип поведения присущ учащимся, у которых развита «всеядность» интересов, существует разброс пристрастий. Дети удовлетворяются любой игровой ролью, любой досуговой деятельностью, охотно в неё включаются, и безболезненно переключается на новые интересные объекты, на новые роли.

Второй тип поведения - пассивный, «ленный». Дети с таким типом поведения не отличаются активностью, они созерцательны, их интересы спонтанны. Они послушно включаются в предлагаемые виды и формы досуговой деятельности, принимают любые роли в играх как бы по инерции.

Третий этап поведения присущ учащимся со сложившейся иерархией интересов, с устойчивыми предпочтениями в сфере досуговой деятельности. Школьники таково целевого типа не игнорируют поиск и пробу, но это ней, меняет их досуговых игровых привязанностей, порою сохраняющихся на всю жизнь. Данный тип поведения отражается в игровых ролях, но обязательно определяется местом ребёнка в системе межличностных отношений (лидер, исполнитель).

Дети в играх, занимая игровые роли, вступают:

Как лидеры, которые в любой роли выходят в игре на первый план;

Как инициаторы и организаторы, способные воодушевить на игровые действия других, предложить новую идею, распределить иные роли, провести любые выборы, раздать атрибутику игры;

Как версификатор, активный исполнитель, могущий подавать предложения и хорошо исполнять правила игры;

Как ведомый, могущий повторять, подражать, слепо идти за лидером;

Как бунтарь, обычно конфликтный ребёнок, постоянно с кем-то, с чем-то несогласный из «духа противоречия» или особых претензий;

Как наблюдатель, ребёнок, который довольствуется ролью «запасного» зрителя, пассивного лица, участвующего в игре косвенно;

Дети - участники активной коллективной игровой деятельности - принимают к исполнению досуговые роли по-разному. Можно вычленить несколько подходов;

Роль навязана группой неформального общения или её авторитетным для большинства членов группы лидером. Это, пожалуй, комфортная игровая роль. Ребёнок, подчиняясь коллективному мнению, воздействию, берёт её как уступку себе;

Школьник захватывает роль, которая ему нравится, соответствует его статусу, его интересам. Обычно так поступают активные и агрессивные натуры. Они могут лидировать в иной деятельности, не досуговой, быть для других авторитетом в чём-то. Можно назвать такую роль рефлексивной;

На роль избирается тот, кто владеет каким-то игровым аксессуаром, либо даже костюмом. Это, скорее всего репрезентативная роль;

Демократическое решение коллектива, кому какая роль достанется. Это наиболее часто используемый подход, особенно в коллективе, где сложились нормальные межличностные отношения. Роль в этом случае достаётся по свободному выбору. Эта роль называется выборной;

Школьники получают роль в силу своей яркой индивидуальности.

Сверстники выбирают его (её) на роль именно по причине той индивидуальности, что соответствует роли, характерности амплуа.

Таким образом, к наиболее общим и важным признакам природы игры относятся роли играющих, через которые дети обеспечивают динамику игры.

2.4.3 Орнаментальный элемент игры

Орнамент (от лат. ornamentum) - украшение. Под орнаментальным элементом игры понимается сопутствующие её важные приметы - сущностные и технологические. Это язык игры: музыка, танцы, ритмика, если они входят в контекст игры; игровые жесты; фольклорные «говорилки», считалки, жеребьёвки, дразнилки, речёвки, подковырки и т.п. В некоторых исследованиях вопрос о символизации рассматривается лишь в отношении замещения предмета на предмет. Но существуют и иные замещения. Есть игры, которым необходим хоровод, игры, проведение которых связано с хороводным движением и исполнением песен. Большинство ролевых игр учащихся также проводится под музыку и требует игрушек, особенно кукол. Одна и та же вещь заменяется другими сходными предметами, символизирующимися реальные вещи.

Переходя от игр, содержанием которых было воспроизведение предметных действий, к играм, воспроизводящим отношения, дети включают в них активно игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игры. Речь детей в игре активно входит в её орнаменталику. Хореография, подтанцовки, миманс, ритмика, амулеты ограниченно входят в ту или иную игру, придавая ей эмоциональность, воздействие на предчувствия, воображение, фантазию, что порождает ощущение удовольствия, счастье от игры.

Орнаментальные компоненты игры - это её фрагменты. Они способствуют созданию игровой ситуации, эстетики и символики игры, они есть часть общей природы и структуры детской игры, её импровизированного характера.

Таким образом, учитель должен знать различные подходы к организации игр, а также структурные элементы игры.

2.5 Виды игр, их классификация

2.5.1 Подходы к классификации

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила, детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательная деятельность.

Сложность классификации игр заключается в том, что они как и любое явление культуры, испытывают серьёзные влияния динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Обогащение культуры досуга всегда служит предпосылкой развития общества.

К понятию «классификация» относят термин «класс». Класс - совокупность, группа предметов, явлений, обладающих общими признаками, уровнями, в зависимости от которых определяется место объекта в ряду себе подобных, система соподчинённых явлений, нечто устоявшееся, «классическое», общепризнанное, в соответствии, с чем идёт классификация.

Он отражает место объекта в ряду ему подобных.

Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально «под этот» материал.

Возьмём за основу классификацию игр, как отражение известной и не предсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющий весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. С этой позицией все детские игры делятся на следующие виды:

Физические и психологические игры и тренинги:

Двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

Экстатические, экспарайтные игры и развлечения;

Освобождающиеся игры и забавы;

Лечебные игры (игротерапия).

Интеллектуально-творческие игры:

Предметные забавы;

Сюжетно-интеллектуальные игры;

Дидактические игры (учебно-предметные, обучающие,

познавательные);

Строительные, трудовые, технические, конструкторские;

Электронные, компьютерные игры, игры-автоматы;

Игровые методы обучения;

Социальные игры:

Творческие сюжетно-ролевые;

Деловые игры.

Комплексные игры (коллективно-творческие, досуговая деятельность).

Многообразие типов, видов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, несмотря на внешнюю схожесть игр одного типа, модели.

2.5.2 Физические и психологические игры и тренинги

Двигательные игры. Двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные) - это самые многочисленные и разнообразные во всём пространстве детских игр. Они концентрированно обеспечивают физическое развитие и физическое здоровье детей и в значительной степени увеличивают физическую свободу растущего ребёнка. Никакие самые увлекательные досуги не заменят ребятам радости движения, ощущения силы, удачи, ловкости, гибкости, координации. В подвижных играх у детей появляется второе дыхание, дополнительные силы.

Наибольшее количество народных забав - это подвижные игры. В их основе - спортивная борьба, состязательность, конкуренция. Подобные игры могут быть малой, средней, большой, максимальной подвижности. Это типовая группа игр включает в себя:

...

Подобные документы

    Морально-психологические особенности младших школьников как объекта и субъекта патриотического воспитания. Формы и методы воспитания младших школьников в учебное и внеучебное время. Единство школы и семьи в патриотическом воспитании младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Понятие и сущность игры. Виды и функции игр. Методологическая основа по подготовке и проведению игр. Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников. Проявление отношений младших школьников в игровой деятельности. Сценарий игры "Буриме".

    дипломная работа , добавлен 02.05.2009

    Психологические особенности детей младшего школьного возраста, роль игры в их развитии. Характеристика и подходы к воспитанию младших школьников. Роль игры в воспитании личности. Принципы и эффективность дидактической игры. Подходы к пониманию игры.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2012

    Характеристика волевых качеств личности. Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста. Опытная работа по развитию воли младших школьников во внеурочное время. Условия развития школьников средствами подвижных игр.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2011

    Проблема национального воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе. Понятие и методические аспекты национального воспитания школьников. Экспериментальное изучение содержания и методики национального воспитания младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2010

    Экологическое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности экологического воспитания в процессе образования младших школьников. Основная цель природоохранных мероприятий, природоохранная деятельность младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Понятие и сущность игры, особенности ее применения в педагогической деятельности, классификация и разновидности, отличительные признаки. Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников. Проявление отношений в игровой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников. Дидактические игры как метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Их классификация. Особенности их организации и проведения при обучении английскому языку в начальных классах.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Гуманистическая этико-педагогическая концепция Н.Е. Щурковой. Методы, средства и формы воспитания этической культуры младших школьников. Диагностика уровня сформированности этических качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

г. Новый Оскол Белгородской области»

Самойлова Ирина Алексеевна

Педагог- психолог

«Игра как средство воспитания, обучения и развития личности».

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности

Игра –один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте

игра является ведущей деятельностью, необходимым условием

всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и

обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для

формирования, развития и совершенствования психических процессов

ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения,

наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально

обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Играглавная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы

межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы,

товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт,

взаимоотношения людей. Поскольку детская играявление универсальное и

дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Играрешает следующие развивающие, воспитательные и

образовательные задачи:

1.Развитиепознавательной деятельности ребёнка.

2. Развитие познавательно- волевой сферы.

3.Обогощение представлений об окружающем мире.

4.Формирование коммуникативных навыков.

5.Формирование культурного поведения.

6.Развитие мелкой моторики и двигательной активности.

Виды игр:

а) –дидактические;

б) –сюжетные;

в) –ролевые;

г) –театрализованные;

д) –подвижные;

е) –конструктивные.

1.Дидактические игры одно из средств познавательной деятельности

школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают

наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают

эффективность обучения.

2. В сюжетно -ролевых играхдети при помощи взятых на себя ролей

воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их

деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный

опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а

также моральные качества, обогащается речевой запас.

однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе

4. Подвижные игры - развивают общую физическую форму, а так - же силу,

ловкость, быстроту, выносливость.

5. Конструктивные игрыслужат средством развития восприятия формы,

объёма, размеров различных предметов. В ходеконструктивных игр

развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

Игра сейчас встаёт в строй самых естественных потребностей человека. Без

неё невозможно полноценное развитие гармонично развитой личности.

понять природу счастливого детства. Детские игрывоспитывают и развивают

в ребёнке всё, что составляетбогатство человеческой души.

Наиболее важные функции игры:

1 –Обучающаяфункция позволяет решить конкретные задачи воспитания и

обучения, которые направлены на усвоение определённого программного

материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны

обучающие игры также для нравственно- эстетического воспитания детей.

2 –Развивающаяфункция заключается в развитии ребёнка, коррекции того,

что в ней заложено и проявлено.

3 –Воспитательнаяфункция помогает выявить индивидуальные

особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в

характере своих воспитанников.

4 –Коммуникативнаяфункция состоит в развитии потребности

обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться

с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения,

проявлять речевую активность.

5 –Развлекательнаяфункция способствует повышению эмоционально-

положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум

ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную

почву для установления эмоционального контакта между взрослым и

ребёнком.

6 –Психологическаяфункция состоит в развитии творческих способностей

7 –Релаксационнаяфункция заключается в восстановлении физических и

духовных сил ребёнка.

Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить

интерес к учебным занятиям, мобилизовать внимание и переключение с

одного вида деятельности на другой, активизировать деятельность через

игры. Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит

познавательный характер. Игра не должна быть слишком азартной, унижать

достоинство играющих. Детидолжны понимать смысл и содержание игры, её

правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить

идею каждой игровой роли.Кроме того, игра по своему содержанию должна

Воронова Галина Александровна, воспитатель группы коррекции речи, высшей квалификационной категории. МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Ивушка» г. Абакан, Республика Хакасия

Народная игра - средство воспитания и обучения детей в ДОУ

Одной из главных задач ДОУ стоит задача : сформировать произвольность внимания и произвольное поведение у детей старшего дошкольного возраста как основу успешности их обучения.

В процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания предпочтение отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Одним из таких средств воспитания и обучения является игра.

Она позволяет формировать все ключевые компетентности дошкольника:

* информационную (ребёнок не только получает информацию, но и передает её), куда входит и познавательная компетентность;

* действенную, ребёнок проявляет умение действовать на практике;

* коммуникативную;

* социальную.

Из многообразия игр мною выбрана народная игра. Практика показала, что народная игра способствует решению воспитательных функций: развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной. Она помогает решать задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Кроме того, она еще служит и средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время является актуальным.

Для педагога положительный эффект в том, что народная игра:

* воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре;

* обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;

* помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.

Для детей:

* укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;

* знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

* формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

* развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

* развивает эмпатийные способности,

* формирует чувства принадлежности к своему народу.

Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь интересной, веселой и занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.

Здесь предлагаю народные игры, наиболее предпочитаемые нашими детьми, игр очень много, это лишь некоторые из них.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Странствующие лягушки».

Все дети садятся в ряд на один два шага друг от другого на корточки, опираясь руками в бока. Все стараются поскорее и, не падая доскакать до заранее намеченного места.

«Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят на распев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Аи! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становиться птицеловом.

Правила игры . Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

«Я еду в Лондон»

В этой игре все сидят в кружок на стульях или около каких-нибудь приметных мест. Один обходит круг снаружи и говорит: «Я еду в Лондон (или Рим, Париж) и беру с собой для компании того-то, и того-то!» Тот, кого он называет, становиться сзади него, держится за его спину и со своей стороны зовет кого-нибудь ехать с собой; тот опять зовет кого-нибудь, пока все не пускаются в дорогу. Можно объехать весь сад, все комнаты и тому подобное. И где-нибудь первый путешественник вдруг кричит: «Лондон!», все бегут занять место. Кто останется без места, тот снова «едет в Лондон».

«Пеньки»

«Пеньки» - стулья или кубы - на один меньше, чем играющих детей, расставлены по кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке ребенку и говорит:

Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?
Хозяин пенька:

Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!

Оба ребенка: и покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут по кругу. Хозяином пенька становиться тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым. Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.

«Ёжик и мышки».

Дети стоят в кругу, из них выбирают одного ёжика и несколько мышей. Мышки стоят за кругом, а ёжик находится в кругу. Дети, образующие круг, идут по кругу и произносят следующие слова:

Ходит ёжик без дорожек,

по лесу, по лесу.

Любит рыться в жёлтых листьях,

колется, колется.

Уж я ёжику-ежу

В поле тропку покажу,

Где катают мышки

еловые шишки.

С последними словами дети образуют ворота. Ёжик начинает ловить мышей, пробегая в ворота, а мышки убегают от него. Игра заканчивается, когда ёжик поймает 3-4 мышей.

«Лиска-лиса».

Дети стоят в кругу, ведущим ли по считалочке выбирается «лиска-лиса», которая выходит в круг. Дети идут по кругу и хором поют:

Лиска-лиса,

Дивья краса,

Долгий нос,

Рыжий хвост.

Пропев, дети бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит ловить. Кого поймает, тот будет водить.

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мягонький,

Вот он, какой широконький.

Режь его, да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит и дотронется до «пирога», тот уводит его с собой. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграет все в одной команде.

«Мосток»

Дети образуют круг, в середине стоит ребёнок с веревкой в руке. Это «паучок». Все поют:

Паучок паутинку

Зацепил за травинку,

А потом за листок

Получился мосток.

С начала пения «паучок» один конец верёвки отдаёт кому-либо из стоящих в кругу, а другой - стоящему ему напротив игроку. По окончанию пения дети, у которых верёвка в руках, присаживаются на корточки, натягивая верёвку. Остальные дети со словами:

«По мосточку мы пойдём, в гости к солнышку придём» переходят по «мостику». Отмечаются те дети, которые не разу не оступились и не упали в «речку».

«Жаворонок»

Выбирается «жаворонок», у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Потом колокольчик можно прятать в любом месте группы или участка.

Рыбаки и рыбки

Двое ведущих — рыбаки, они держатся за руки на протяжении всей игры.

Остальные дети - рыбки, они ведут хоровод и проговаривают:

В воде рыбки живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья - не летают,

Нет ног, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

После этих слов дети - рыбки разбегаются, а два рыбака, не распуская рук, ловят рыбок в обхват. Ту, которую поймали, встает с рыбаками, и ловят уже втроем и т.д.

«Воробей»

Играющие, называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, берёза, шиповник).

Водящий начинает:

Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню. «Яблоня» продолжает говорить:

Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на берёзу. И так далее.

За медлительность и рассеянность с прозевавшего берётся фант. Фанты разыгрываются обычным порядком.

«Чибис и многоножки»

Один - ведущий. Остальные играющие делятся на подгруппы (от 3 до 5 человек), строятся в колонны и держатся за пояс или руки на плечах - это многоножки. По сигналу начала игры дети-многоножки одновременно передвигаются, не расцепляясь, и произносят слова:

Как-то летом многоножки

Разыгрались на дорожке:

Всеми ножками шагают

И друг друга обгоняют.

Чибис это увидал,

- «Чьи - вы», он кричать не стал.

Решил съесть их на обед,

Раз и многоножек нет.

После этих слов дети разбегаются, «чибис» их ловит. Тех, кого он задел выходят из игры. Игра заканчивается, когда «чибис» запятнает 4-5 человек.